Захарченко: Я никогда не обманывал и обманывать не буду
Прошло более 9 месяцев с того времени, как управлять самопровозглашенной ДНР стал Александр Захарченко.
Захарченко принял "бразды правления" самопровозглашенной республикой 7 августа 2014 года от тогдашнего премьер-министра ДНР Александра Бородая. А 2 ноября 2014 года Захарченко был избран главой ДНР на "республиканских" выборах.
Сразу после вступления во власть Захарченко начал сыпать различными обещаниями, предрекая жителям Донбасса кардинальные изменения в лучшую сторону. Вернее, обещать Захарченко начал еще во время избирательной кампании. Сбылись ли хоть какие-то из его обещаний?
Предвыборная риторика Захарченко периода сентября-октября базировалась на военных тезисах:
"Считаю, что граница ДНР находится в границах всей Донецкой области. Это есть вся наша земля. Как человек военный могу сказать, что не всегда можно наступать. Мои родители находятся на оккупированной территории, я должен прийти в Артемовск и сказать – мама, папа, простите, что раньше не пришел".
"Обещаю в случае победы (на выборах 2 ноября, – ред.) сделать все возможное и невозможное, приложить все усилия для того, чтобы народ в ближайшее время освободил всю территорию Донецкой народной республики, незаконно оккупированную".
"Мы чужого не хотим, но может быть, Бердянск заберем и Изюм. Ну, а Мариуполь находится перед Бердянском".
"В любом случае будем забирать и Славянск, и Краматорск, и Мариуполь, и так далее, и так далее. Поэтому готовимся, а военные действия будут продолжаться".
На встрече с избирателями Захарченко рассказывал о невероятных перспективах, открывающихся для жителей "республики": "Мы вышли воевать, чтобы наши дети жили спокойно и счастливо, чтобы мы могли себе сами выбирать губернаторов, мэров, чтобы деньги, которые зарабатываются на этой земле оставались здесь. Мы хотим построить свою страну, в которой будут нормальные дороги, где будут жить нормально наши пенсионеры и ездить, куда хотят. Мы это хотим сделать. Другое дело, это будет тяжело. Получится, не получится – вопрос пятый".
Базовый постулат – самодостаточность региона. "То, что Донбасс – дотационный, никогда такого не было. Это все подлая брехня. Есть одна вещь, по которой смотрится убыточная отрасль или прибыльная – это Пенсионный фонд. Сбор пенсионных денег в Донецкой области в месяц был 4 млрд 300 млн, а потребляемость 2 млрд 600 млн. Чтобы вы понимали, месячный пенсионный фонд Львовской области около 700 млн, 500 – Тернопольская область и Ивано-Франковская. То есть одна область ежемесячно кормила несколько западных по пенсиям".
Во вторую очередь, Захарченко говорил о промышленном потенциале Донбасса. По его словам, к середине октября 2014 года на складах скопилась масса добытого угля (количественные показатели не приводились), за которым выстроилась очередь из Украины. "Приезжают украинские представители, оббивают пороги: давайте будем работать, дайте покупать уголь. На последней встрече я обозначил, что уголь будем продавать, я обозначил – давайте заявки, деньги вперед на бочку. Нет денег – нет угля... Но нужно быть настоящим донецким пацаном, чтобы сесть с ними за стол поговорить, объяснить им на пальцах популярно, откуда раки, чья будка и где они будут ночевать в следующем году. Процесс идет. Общаемся. Подключены специалисты", – доходчиво пояснял Захарченко 29 октября горнякам шахты "Холодная балка".
Тогда же он обрисовал горнякам будущий уровень заработка: "Если брать, что по вашей шахте до августа средняя заработная плата была 5700 грн, с учетом инфляции эта заработная плата должна вырасти на 30%, это по сегодняшним ценам. Вот и прибавляйте. Но я помню то прекрасное время, когда мой батя, работая на шахте, умудрялся раз в месяц летать на самолете в Москву, бухать в московском ресторане и прилетать обратно".
Третье – энергетическая независимость от Украины. Уголь есть. Что касается электроэнергии – "на нашей территории находятся Старобешевская и Зуевская ТЭС". Относительного природного газа – "в Луганске есть свои месторождения. Газ будет добываться в Луганске, это будет наш собственный газ. А в перспективе мы сможем сами заключать договора на поставку газа с РФ".
Четвертое – национализация предприятий. "На сегодняшний день уже три предприятия Ахметова взяты под внешнее управление. Все заводы ликероводочной промышленности будут переведены в госсобственность. Энергетический комплекс, угольная промышленность, пищевые основные отрасли будут государственные".
На вполне логичный вопрос, как можно развивать экономику в формате непризнанного государства, Захарченко в октябре отвечал: "На 99% нас, скорее всего, не признают. Мы будем жить непризнанные определенное количество времени. С одной стороны, это, конечно плохо – есть свои минусы. Но с другой стороны это даже очень хорошо, например, для экономики, для пенсионной системы. Быть непризнанным – это значит больше зарабатывать. Потому что государство не связано никакими условностями, никакими международными договорами. Просто нужно правильно смотреть на вещи, как бы с другой стороны, и тогда все вещи становятся более ясны".
Еще с сентября 2014 года с территории ДНР ушли банки, остановились предприятия, работы нет, зарплаты нет, пенсий и соцпособий нет. Из магазинов и аптек работают единицы, полки практически пустые... И все это на фоне активных боевых действий. В общем, в октябре рядовые граждане от кандидата на пост главы ДНР хотели слышать не только о военной стратегии и заоблачном светлом будущем.
"Моя задача, чтобы люди здесь получали достойную заработную плату, достойную пенсию, чтобы старики могли поехать в Австралию, хотя бы раз в год на сафари и пострелять в кенгуру", – в своем духе продолжал Захарченко 18 октября в "освобожденном" Новоазовске. Несмотря на сорванные аплодисменты, люди хотели конкретики.
Единственное, что из конкретного мог порекомендовать – выезжать в Украину и переоформлять выплаты. "Пока есть возможность получать в Украине – давайте, переоформляйтесь и доите Украину. Она обязана платить. Если я поеду жить в Китай, то все равно буду получать украинскую пенсию. Так и здесь. Ну, что за дурные вопросы, ей богу, по поводу переоформлять пенсию в Украине или нет".
Правда, заверил, что при поддержке России "ДНР" начнет соцвыплаты к концу года, а по поводу предыдущих месяцев – все вопросы к Украине: "Я никогда не обманывал, и обманывать не буду. Деньги, которые должны были платить за предыдущие месяцы, – на совести Украины. Я прекрасно понимаю, что Украина эти деньги выплачивать не будет. А наше государство ДНР сможет само выплачивать пенсии в конце октября – в начале декабря".
Примечательно, что 18 октября Захарченко уверял, что граждане смогут получать как "украинские", так и "республиканские" пособия: "У вас сейчас есть уникальная возможность – пенсионеры ДНР будут получать доплату к пенсии, а т.к. Украина нас не признает как субъект права, нашу независимость, то она должна нам начислять пенсии. Украина начисляет пенсии там, поэтому можно, например, выехать в Волноваху или другую область, оформить там карточку и получать. Поэтому, когда мы начнем выплачивать, то вы еще и украинскую можете получать".
Но в реалии не пенсии, а именно пособия в размере одной тысячи гривен пожилые граждане впервые смогли получить лишь в декабре. Главное выдвинутое им условие – если уже перерегистрировали пенсию в Украине, на "республиканскую" права не имеете. Несчастную "тысячу" обещали выдавать ежемесячно. Но, увы... Следующую выплату получили лишь в апреле 2015 года, правда, уже пенсии в полном объеме и в рублевом эквиваленте.
Среди предвыборных обещаний было своеобразное направление получения "доходов" в виде сокращения расходов. Например, Захарченко призвал не оплачивать кредиты украинским банкам и не возвращать долги за услуги ЖКХ. "Тарифы ЖКХ будут прежние, подниматься не будут. Задолженность, которая была до этого, она в 90% случаев будет аннулирована: для людей – 100%, для предприятий будем смотреть индивидуально", – заявлял кандидат 18 октября в Новоазовске. "Эти долги (за услуги ЖКХ, – авт.) будут списаны, так как люди, которые находились в зоне боевых действий, то есть все мы, не получали пенсию. Если вы не получали пенсию, значит, вы не можете выплачивать те же самые коммунальные услуги", – пояснял будущий глава 24 октября в эфире "Первого республиканского канала".
Естественно, такие обещания жители оккупированных городов приняли "на ура". Однако, уже после выборов, 20 ноября "министерство строительства и ЖКХ ДНР" официально заявило – "информация о списании долгов за жилищно-коммунальные услуги не соответствует действительности". Мало того, "минюст ДНР" приступил к разработке механизма отчуждения имущества должников, в счет компенсации образовавшейся задолженности за услуги ЖКХ. Об этих нововведениях в январе 2015 года на брифинге сообщил уже "мэр" Донецка Игорь Мартынов.
"Все проблемы, все, что у нас здесь происходит на самом деле – это 70% того, что мы воюем. Если бы не эта война, многие социальные вопросы решались бы намного быстрее. Я не буду говорить, что завтра будет все хорошо, легко не будет, будет так, что еще зубами придется заскрипеть", – "обнадеживал" Захарченко осенью прошлого года.
На "республиканских выборах" он таки получил поддержку избирателей, которые "скрепя зубами", но с надеждой в обещанное, дотянули до 2015 года.