13 апреля 2015, 09:32

Пять главных мифов России о НАТО

На сайте НАТО появилась подборка фактов и мифов об отношениях с Россией.

Пять главных мифов России о НАТО

Первый миф: Во время воссоединения Германии руководители стран НАТО дали обещание, что Североатлантический союз не будет расширяться на восток.

Факт: Такое обещание никогда не давалось, и Россия никогда не представляла никаких доказательств в подтверждение своего утверждения.

В НАТО все официальные решения принимаются на основе консенсуса и подтверждаются в письменной форме. Никакого письменного свидетельства о принятии Североатлантическим союзом такого решения не существует. Более того, в то время, когда якобы было дано это обещание, все еще существовала Организация Варшавского договора. Ее члены дали согласие на роспуск организации только в 1991 г. Поэтому неправдоподобно предполагать, что идея об их присоединении к НАТО стояла на повестке дня в 1989 г. Это подтвердил сам бывший президент СССР Михаил Горбачев. Факт заключается в том, что когда страны Центральной и Восточной Европы подали заявления о присоединении к НАТО, они сделали это по своему усмотрению в рамках своих национальных демократических процессов и после проведения необходимых реформ, в отличие от их включения в советский блок и Организацию Варшавского договора, которое осуществлялось в условиях военной оккупации, однопартийной диктатуры и жестокого подавления инакомыслия.

Второй миф: Россия имеет право требовать 100-процентную гарантию того, что Украина не вступит в НАТО.

Факт: В соответствии со статьей I Заключительного акта 1975 г., на основе которого была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), каждое государство имеет право «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров».

Все государства-члены ОБСЕ, включая Россию, приняли обязательство соблюдать эти принципы. В соответствии с этими принципами Украина имеет право сама выбирать, быть ли ей участницей каких-либо союзных договоров, включая учредительный договор НАТО. Кроме того, когда Россия подписала Основополагающий акт, она обязалась «уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств и их неотъемлемое право выбора путей обеспечения их собственной безопасности». Таким образом, Украина имеет право выбирать для себя союзы, а Россия, как она сама неоднократно соглашалась, не имеет право диктовать этот выбор.

Третий миф: НАТО продвигает свою инфраструктуру к границам России

Факт: Отношения между НАТО и Россией регламентированы Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованным в 1997 г. и подтвержденным на встречах Совета Россия-НАТО на высшем уровне в Риме в 2002 г. и в Лиссабоне в 2010 г.

В основополагающем акте стороны договорились о том, что:

«В нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Соответственно он будет полагаться на адекватную инфраструктуру, соизмеримую с вышеупомянутыми задачами».

Это как раз то, что делает НАТО, на транспарентной основе и в полном соответствии с Основополагающим актом.

Четвертый миф: Реакция НАТО на российско-украинский кризис и усиление союзников в Центральной и Восточной Европе нарушают международные обязательства Североатлантического союза.

Факт: Касательно ответственности НАТО за коллективную оборону в Основополагающем акте говорится:

«В этом контексте, при возникновении необходимости, усиление может происходить в случае защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОВСЕ, положениями Венского документа 1994 года и взаимосогласованными мерами транспарентности. Россия будет проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе».

Поэтому оборонительная реакция НАТО на российско-украинский кризис полностью соответствует обязательствам Североатлантического союза.

Пятый миф: У НАТО сохранился менталитет «холодной войны».

Факт: «Холодная война» закончилась более двадцати лет назад. Для нее характерными были противостояние двух идеологических блоков, присутствие многочисленных постоянных армий в Европе, а также военное, политическое и экономическое доминирование Советского Союза почти во всех соседних европейских странах.

В современном мире отсутствует соперничество идеологических блоков: у России нет ни убедительной идеологии, которую она могла бы экспортировать, ни значительного числа международных союзников, поддерживающих ее агрессивные действия в Украине и вокруг нее. Действительно, во время голосования на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 23 марта 2014 г. сто стран признали, что попытка Росси аннексировать Крым была незаконной, и лишь десять, помимо России, поддержали ее.

Окончание «холодной войны» стало победой для народов Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза и открыло возможности для преодоления раздела в Европе. На поворотных встречах на высшем уровне, которые прошли после падения Берлинской стены, Россия играла свою роль в построении новой всеобъемлющей европейской архитектуры безопасности, включая принятие Парижской хартии, создание ОБСЕ и принятие Основополагающего акта между НАТО и Россией.

За последние десятилетия НАТО обращалась к России с рядом партнерских инициатив, кульминацией которых стало создание Совета Россия–НАТО в 2002 г. Ни одной другой стране не предлагались такие привилегированные отношения с НАТО.

Как сообщал Диалог ранее, миссию РФ в НАТО сокращают из-за подозрения в шпионаже.

Последние новости