Первое мая - праздник борьбы
С советских времен люди привыкли, что 1 мая это митинг, лозунги типа «Слава труду».
Затем шашлыки и пьянка. В целом веселый праздник. На самом деле у его истоков, лежала борьба за права и человеческая трагедия.
«Четвертое сословие»
Сейчас, когда мы смотрим на США, Западную Европу то видим развитую систему социальных гарантий, которыми пользуются работающие люди и пенсионеры. Отличные, по сравнению с другими частями мира, условия труда для наемных рабочих, высокие зарплаты. Но все это не свалилось с неба. Это все результат борьбы людей, за свои права который длился более века.
Наемные рабочие, как пролетарии (промышленные рабочие) так и батраки (сельскохозяйственные наемные рабочие) в 19-м - начале 20 века в массе своей жили и работали в ужасных условиях. Ненормированный рабочий день, отсутствие охраны труда, мизерная зарплата. Детский труд был нормой. Нужно оговориться, что некоторые владельцы промышленных предприятий все же старались улучшить условия труда и быта рабочих. Кто это делал, понимая, что не озлобленный человек работает лучше, кто из милосердия, но в любом случае таких промышленников было мало.
В книге Валентина Пикуля «Честь имею» хорошо описываются условия жизни немецких рабочих в Руре перед Первой Мировой войной. Одна картина, увиденная в небольшом промышленном городке поразила главного героя особенно, оборванные, полуголодные дети рабочих, которые играли в грязи. При этом нужно отметить, что семейство Круппов (немецких промышленников - фактических хозяев Рура) были еще далеко не самыми худшими работодателями. Например, они создали систему здравоохранения для своих наемных работников. Замечательно положение рабочих показано на картине итальянского художника Джузеппе Пелицца да Вольпедо - «Четвертое сословие», которая была написана в 1905 году. Там изображено много людей. Некоторые одеты прилично, это видимо квалифицированные работники, которые получали большую зарплату. Но в основном на людях очень плохая одежда, женщины босиком. В начале века действительно многие жены рабочих предпочитали ходить босиком, чтобы не изнашивать обувь, у многих была всего одна пара туфлей, а у кого не было вообще.
Также нужно отметить, что хозяева и управляющие предприятий часто не считали работников за людей. Так в книге Джеймса Гласа «История розги» описаны случаи, произошедшие в Великобритании в начале 20 века, когда наемных работников по приказу руководства секли розгами. Наказывали за воровство, ошибки в работе, дерзость. Это, разумеется, не было распространенной практикой, но то, что промышленники и управляющие позволяли себе наказывать взрослых людей как детей, хорошо иллюстрирует их отношение к рабочим.
Идея одного плотника
Разумеется, все это не оставалось безответным. Главным оружием рабочих стала забастовка. Это был мощный инструмент борьбы - ведь именно рабочие создавали товар, при реализации которого промышленник мог получить деньги. Владельцы предприятий использовали против рабочих полицию, завозили штрейкбрехеров. Но все равно терпели колоссальные убытки от забастовок. Кстати классическая забастовка образца 19- начала 20 века описана в детской книге Николая Носова «Незнайка на Луне». Там есть все: и требование о повышении заработной платы и драка с полицией и даже собственник привез из другого города безработных, чтобы заменить своих рабочих.
А одним из главных требований в 50-90 годы 19 века был 8-часовой рабочий день. Кстати идея, что человек должен работать не более 8 часов в сутки пришла в голову не высоколобому интеллектуалу- либералу, не профессиональному управленцу или врачу, а простому плотнику. Сэмюэл Парнелл эмигрировал из Лондона в Новую Зеландию, он был классным плотником и на новой родине его услуги оказались нарасхват (на острове плотников было мало), и тогда он заявил работодателям «Больше 8-часов в сутки работать не буду». Мотивировал он это следующим образом: в сутках 24 часа, из них 8 часов на работу, 8 часов на отдых и 8 часов на сон. Сэмюэл был общительным человеком, у него появились друзья среди портовых рабочих, которым его взгляды пришлись по вкусу. А благодаря морякам скоро уже и в Европе и Америке стала ходить идея, что рабочий день не должен превышать 8 часов. Уже в конце 19 века некоторые врачи и управленцы признали, что Парнелл был прав и 8 часов оптимальное время для работы. Воистину есть идеи, которые меняют судьбы миллионов! А в 20 веке такой режим труда стал нормой, но этому предшествовала серьезная борьба и трагедии…
К истокам праздника
1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали массовую забастовку с требованием восьмичасового рабочего дня, в Чикаго в акциях протеста участвовало около 40 тысяч человек. Всего же в тот весенний день в США бастовало 350 тысяч рабочих. Однако промышленники Чикаго решили принять крутые меры против бастующих. Уже 2 мая с заводов и фабрик было уволено 1,5 тысячи человек. Им на смену привезли штрейкбрехеров, благо эмигрантов США было много всегда. Работники вновь устроили митинг и решили не допускать вновь прибывших к рабочим местам. В ответ полиция открыла огнь. Четыре человека были убиты, десятки ранены. По призыву анархистов 4 мая рабочие собрались на митинг против полицейского произвола на площади Хеймаркет-сквер. Чтобы убедиться, что все будет в порядке посмотреть на демонстрацию пришел градоначальник Чикаго, но убедившись, что рабочие настроены спокойно ушел. После этого полиция потребовала от людей разойтись. А дальше в полицейских полетела бомба, один правоохранитель погиб. Полиция открыла огонь: несколько десятков человек было убито, в том числе и полицейские, в которых попали свои.
В теракте обвинили местных анархистов. Пять человек было повешено, остальных посадили в тюрьму. Однако через некоторое время было проведено новое расследование, которое выяснило, что теракт был полицейской провокацией. Троих выживших анархистов выпустили из тюрьмы, перед ними извинился губернатор штата Иллинойс Джон Питер Альтгельд. Правда, в письменной форме.
В память об этом событии первый Парижский конгресс II Интернационала в июле 1889 года принял решение о проведении ежегодных демонстраций в день 1 мая и объявлен международным праздником всех трудящихся.
А восьмичасовый рабочий день стал нормой. Главным слоганом Первого мая должен быть не «Труд, мир, май» а лозунг дореволюционных эсеров «В борьбе обретешь ты право свое» он как нельзя лучше определяет суть событий которые породил праздник.
Сергей Миркин