20 августа 2014, 06:39

Open Democracy: сложная статистика - украинские беженцы в России

Британские журналисты попытались проследить за судьбой украинских вынужденных переселенцев в РФ.

Open Democracy: сложная статистика - украинские беженцы в России

Гражданская война между ополченцами Донецкой и Луганской народных республик и армией Украины привела к массовому бегству жителей юго-востока страны в Россию. Многочисленные инспекции российских и европейских чиновников в соседние с Украиной регионы РФ показали, что беженцев действительно много, но сколько их точно, не может посчитать никто. Об этом пишет "Open Democracy", (Великобритания), сообщает 19 августа Inosmi.ru.

Российские власти используют тему вынужденных переселенцев как инструмент в информационной войне — жонглируя статистикой, чиновники пытаются доказать, что действий киевских властей привели к гуманитарной катастрофе.

Жонглирование статистикой

Активная фаза гражданской войны на юго-востоке Украины длится уже второй месяц — примерно столько же в России обсуждается тема беженцев из Украины в РФ. Каждую неделю Федеральная миграционная служба обновляет статистику: сколько в страну въехало граждан Украины и сколько жителей юго-востока соседней страны пытается оформить свое пребывание в РФ. Если поначалу тему беженцев обсуждали преимущественно руководители регионов, куда бегут вынужденные переселенцы, то уже больше месяца этим занимается федеральная власть.

По данным Федеральной миграционной службы на конец июля, около 144 тысяч граждан Украины уже подали документы на определение своего статуса в РФ. Большинство переселенцев остаются в приграничных с РФ регионах — Ростовской и Белгородской областях. В Южном федеральном округе развернуто более 65 пунктов временного размещения для, которые рассчитаны на более чем 10 тысяч человек. Всего в России создано более 270 пунктов временного размещения, в которых проживает более 26 тысяч переселенцев. Те, кто не остался в лагере, обосновались либо у родственников в России, либо у друзей, либо у жителей приграничных областей, которые согласились на время предоставить жилье.

Вынужденные переселенцы, как отмечают чиновники, пытаются остаться в России, используя разные юридические формы: помимо временного убежища, они получают право на временное проживание в РФ и подают заявки на получение гражданства.

Как говорил глава ФМС Константин Ромодановский, за последние три месяца, которые прошли с начала активной фазы так называемой контртеррористической операции на юго-востоке Украины, в РФ въехало более 500 тысяч граждан Украины. Чтобы увеличить масштаб проблемы в глазах сотрудников СМИ, российские чиновники зачастую комментируют ситуацию с беженцами, оперируя статистикой въехавших в РФ граждан Украины. К примеру, спикер Совета федерации РФ Валентина Матвиенко еще в июне заявляла, что в РФ находится более 500 тысяч украинских беженцев. Ситуацию с беженцами госпожа Матвиенко при этом назвала не иначе как гуманитарной катастрофой. Следственный комитет России в начале июня пошел еще дальше: его сотрудники возбудили уголовное дело «по фактам преступлений против человечности на юго-востоке Украины», расследовать которое поручено специально созданной следственной бригаде.

Реакция России

Несмотря на неразбериху со статистикой — сколько же в РФ находится беженцев — власти в экстренном порядке начали править законодательство, которое регулирует пребывание вынужденных переселенцев в стране и определяет порядок выдачи разрешений на временное убежище. В конце июля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал сразу несколько подобных постановлений. Одно из самых важных — премьер упростил процедуру получения временного убежища для граждан Украины.

Теперь и до окончания боевых действий переселенцы смогут оформить свое пребывание в РФ в течение трех дней, а не трех месяцев, как это было ранее. Документ предполагает, что временное убежище будет предоставляться по групповому принципу — то есть сотрудники ФМС не будут изучать индивидуальные данные заявителя. Беженцам, которые хотят оформить свое пребывание в РФ, достаточно подать заявление в отделения ФМС и указать в нем, что они бежали из-за боевых действий на Украине. Кроме того, глава ФМС Константин Ромодановский распорядился автоматически продлевать для беженцев пребывание в РФ — до этого граждане Украины могли находится в России без оформления документов не больше 90 дней.

Помимо правки законодательства власти РФ тратят рекордные деньги для помощи беженцам и их устройства. Дмитрий Медведев выделил дополнительные 780 миллионов рублей ФМС на проведение медицинского освидетельствования переселенцев, оплату проезда по РФ и выплату пособий.

Всего власти РФ выделили на нужды беженцев за последние три месяца почти 5 миллиардов рублей. Для сравнения — на реализацию принятой еще в 2007 году программы переселения соотечественников, о необходимости которой в свое время много говорил президент Владимир Путин, государство тратит ежегодно 2 миллиарда рублей. Почему именно 5 миллиардов рублей выделено регионам на размещение беженцев в то время, когда до сих пор не подсчитано точное количество переселенцев, ни в правительстве, ни в ФМС не объясняли.

Деньги, которое выделило правительство, будет распределять Минрегион — ведомство, которое отвечает за работы с региональными властями. Львиная доля правительственных ассигнований в итоге пойдет в регионы, которые граничат с Украиной. Глава Минфина Антон Силуанов отметил, что средства выделяются под конкретные цели, но сколько получат регионы и в чем они конкретно нуждаются, чиновник не пояснил. Непонятно, будет ли российская Счетная палата контролировать расходование экстренно выделенных средств.

Кого считать беженцами?

Правозащитники и специалисты в сфере миграции критически относятся к статистике российских властей и расходованию бюджетных средств. По словам председателя комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной, чиновники до сих пор не совсем понимают, кого считать беженцами. «К нам в организацию обратилась гражданка Украины родом из Кировоградской области. В свое время она уехала в Россию и решила не возвращаться обратно из-за боевых действий. Она обратилась в столичное управление ФМС с просьбой предоставить ей временное убежище, в заявлении она указала, что боится возвращаться в Украину из-за боевых действий, — рассказывает Ганнушкина. — Но в ФМС ей отказались предоставлять временное убежище, потому что в Кировоградской области нет войны и еще потому, что в России она трудилась».

Правозащитница уверена, что временное убежище нужно предоставлять всем гражданам Украины, которые уехали из своей страны из-за войны — пока чиновники будут выборочно предоставлять убежище, их позиции нельзя будет верить.

Руководитель юридического бюро «Аванти-Консалтинг» Гаяр Ахсясянов в интервью газете «Коммерсантъ» отмечает, что выделяемые государством деньги тратятся неэффективно. Помощь, по его словам, локальная и временная, тогда как ситуацию с украинскими беженцами следовало бы использовать для развития миграционной инфраструктуры. «Хотелось бы, чтобы деньги шли на строительство, к примеру, новых визовых центров».

По мнению Светланы Ганнушкиной, цифру в 500 тысяч, о которой говорят российские власти, брать в расчет не стоит — скорее всего, в ФМС считают всех граждан Украины, которые пересекли границу с РФ. Ситуация усложняется еще и тем, что между Россией и Украиной действует безвизовый режим, поэтому определить точное число тех, кто бежал из-за войны, невозможно. При этом правозащитница признает, что поток беженцев из Украины действительно есть.

Ничего не слышали о 500 тысячях беженцев из Украины и в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев. По последним данным УВКБ, Украину из-за войны покинули 117 тысяч вынужденных переселенцев, которые уехали в другие регионы страны. В Россию, в свою очередь, утверждают в УВКБ, бежали 168 тысяч человек.

Последние новости