8 марта 2016, 14:08

Фатальный провал Шараповой: теннисистка потеряет около $30 млн от разрыва контрактов с Canon, Land Rover и др.

После громкого допинг-скандала российская теннисистка Мария Шарапова может потерять практически все свои контракты с рекламодателями, то есть самая высокооплачиваемая спортсменка в мире лишится десятков миллионов долларов гарантированного дохода.

Фатальный провал Шараповой: теннисистка потеряет около $30 млн от разрыва контрактов с Canon, Land Rover и др.

В понедельник, 7 марта, на экстренной пресс-конференции в Лос-Анджелесе Мария Шарапова выступила с официальным заявлением.

"Я совершила ужасную ошибку. Я подвела фанатов. Я подвела весь спорт", - покаялась Шарапова.

Теннисистка и ее PR-команда из спортивного агентства IMG приняли решение дать публичные признательные показания, не дожидаясь официальных обвинений. Спортсменка представила свою версию случившегося: внесенный в список запрещенных препаратов с 1 января 2016 года мельдоний она из-за проблем со здоровьем употребляла последние десять лет и якобы просто пропустила новость об изменении статуса вещества.

Согласно правилам Всемирного антидопингового агентства в худшем случае теннисистке грозит дисквалификация на четыре года. В апреле Шараповой исполнится 29 лет — столь длительное отстранение от участия в турнирах Международной федерации тенниса может означать завершение карьеры спортсменки.

Как пишет Bloomberg, из-за проблемного допинг-теста Шарапова в ближайшее время может потерять $298 тыс. Такую сумму она получила в качестве призовых за участие в Открытом чемпионате Австралии (Australian Open). На этом турнире россиянка дошла до четвертьфинала, где уступила американке Серене Уильямс.

Но гораздо больше, чем на корте, Шарапова зарабатывала на рекламе. Согласно подсчетам американского журнала Forbes, Шарапова - самая высокооплачиваемая спортсменка в мире. Этот статус спортсменка удерживала 11 лет подряд. В 2015 году ее годовой доход оценивался в $29,7 млн.

Большая потеря

То, что не все рекламодатели захотят делить репутационные риски Шараповой, стало понятно сразу: через несколько часов после пресс-конференции компания по производству спортивной одежды, обуви и инвентаря Nike объявила, что приостановила действие контракта с теннисисткой.

"Мы огорчены и удивлены новостями о Марии Шараповой. Мы решили приостановить отношения с Марией до завершения расследования. Мы продолжаем следить за ситуацией", — говорится в заявлении Nike (цитата по CNBC).

Для бизнеса Шараповой это серьезный удар. Именно бренд Nike стал залогом коммерческого успеха теннисистки. Компания с выручкой $31 млрд была техническим спонсором Шараповой, когда та еще ходила в юниорах. С ростом популярности спортсменки Nike доверила ей курировать собственную линию одежды и обуви — балетки от Шараповой в какой-то момент превратились в самый ходовой товар "дочки" экипировщика Cole Haan: товар приносил производителю миллионы долларов дохода. В 2013 году Cole Haan была продана, но сотрудничество с Nike продолжалось до последнего скандала: в 2010 году стороны заключили десятилетний контракт на сумму $70 млн.

Вероятно, это было самое крупное соглашение Шараповой: для сравнения, партнерства с Porsche и Head, по неофициальной информации, приносят ей по $2 млн в год. Суммы остальных контрактов не разглашаются.

Запас прочности

Все рекламодатели, в весенней кампании  -2016 которых задействована россиянка, как минимум еще раз изучат целесообразность продолжения сотрудничества с оскандалившейся звездой, заявил Forbes аналитик маркетинговой фирмы Octagon Дэвид Шваб. Пусть даже теннисистка убедит всех в том, что непреднамеренно употребляла запрещенный препарат: "В эпоху Twitter мало кто читает дальше заголовков о том, что Шарапова провалила тест на допинг, и вникает в детали", — объясняет эксперт. По словам Шваба, крупным брендам оправдания спортсменки едва ли покажутся убедительными.

Но персональная бизнес-империя Шараповой может и выдержать нынешний удар, пишет агентство Bloomberg со ссылкой на Пола Свонгарда, бывшего руководителя центра изучения спортивного маркетинга при Университете Орегона. 

"Мария обладает слишком большим запасом прочности в том, что называется деловой репутацией (гудвил) и маркетинговой востребованностью, поэтому вряд ли она разделит судьбу чемпионов из других видов спорта, которых надломили репутационные скандалы. В конце концов мощная подача никогда не была основным источником дохода для Марии", — говорит эксперт.

В 2015 году рекламные контракты принесли Шараповой $23 млн, а ее совокупный рекламный доход за годы карьеры перевалил за $200 млн, сообщал Forbes. Для сравнения, участие в турнирах принесло Шараповой $6 млн в 2015 году и $36,6 млн за карьеру. Кроме Nike, крупным брендом, поставившим на россиянку в начале ее карьеры, стал производитель ракеток Prince. После победы 17-летней Марии на Уимблдонском турнире 2004 года интерес рекламодателей резко вырос: Nike переподписал контракт с теннисисткой на вдвое более выгодных для нее условиях, а новыми партнерами восходящей звезды стали Canon, Motorola, Colgate-Palmolive и другие компании. Всего за год после первой громкой победы Шарапова заработала $18 млн. Позднее в пул рекламодателей, сотрудничающих с россиянкой, входили такие гиганты, как Land Rover, PepsiCo, Samsung, Tiffany & Co. и Sony.

Среди ее сегодняшних партнеров — платежная система American Express (двухлетнее соглашение заключено в 2015 году, компания запустила специальный сайт, на котором держатели карт AE могут сыграть виртуальный матч с теннисисткой), Avon (Шарапова — лицо бренда духов Luck с 2014 года), Evian (с производителем минеральной воды она сотрудничает уже более десяти лет), Head (производитель ракеток переманил Шарапову у конкурента Prince в 2011 году), Tag Heuer (один из самых старых ее партнеров, производитель часов доверяет рекламу своих изделий россиянке с 2004 года), Porsche (Шарапова стала амбассадором немецкого автобренда в 2013 году, соглашение рассчитано на три года) и непонятно, останется ли Nike.

Под угрозой из-за допингового скандала и собственный бизнес теннисистки — производитель жевательных конфет Sugarpova. Мария запустила этот бренд в 2012 году при поддержке своего агента Макса Айзенбада. В раскрутку спортсменка инвестировала $500 тыс. Она мечтала превратить Sugarpova в lifestyle-бренд, со временем выбравшись за пределы кондитерского сегмента. В январе 2016 года, накануне рокового для Шараповой турнира Australian Open, Айзенбад в очередной раз подтверждал амбициозные планы производителя конфет: за счет запуска шоколадной линии до конца года компания рассчитывала нарастить выручку втрое, до $20 млн.

Последние новости