29 июня 2015, 21:15

Децентрализация в Украине: причины, ход, последствия для украинцев

В Украине началась реформа местного самоуправления, которая изменит жизнь украинцев.

Децентрализация в Украине: причины, ход, последствия для украинцев

Нынешние районы планируют существенно укрупнить, а в селах будут работать "старосты". Поселки и мелкие города могут объединить в общины и предоставить этим образованиям значительную финансовую, ресурсную и управленческую независимость.

Президентскую вертикаль власти в областях и районах упразднят, передав контрольные полномочия президентским "префектам" с контролирующими функциями. 

Практически всю исполнительную власть на местах передадут исполкомам местных советов.

Частично реформа уже запущена. Начался процесс объединения сел в укрупненные общины. Однако радикально изменить привычное административное устройство страны должна конституционная реформа, которую власти обещают принять осенью.

Окончательный проект конституционной реформы по децентрализации в минувшую пятницу утвердила конституционная комиссия, а президент пообещал передать документ в парламент на текущей неделе.

Касательно Донбасса в переходные положения конституции хотят записать только действие закона об особом режиме самоуправления "в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" во исполнение минских соглашений.

Обещанная децентрализация

Децентрализация власти в Украине и передача полномочий на места является одним из пунктов, как минского соглашения, так и обязательств Украины перед ЕС.

Еще в марте президент создал конституционную комиссию, которая должна была разработать проект конституционных изменений, в том числе и по децентрализации.

Планируется, что закон о децентрализации проведут через Верховную раду уже на этой сессии, чтобы полностью утвердить осенью до местных выборов в октябре 2015 года.

Согласно процедуре, для первого голосования потребуется 226 голосов, а для окончательного принятия закона осенью - 300 голосов депутатов.

19 июня спикер Владимир Гройсман передал проект по децентрализации Венецианской комиссии, а уже 24 июня было получено позитивное заключение.

Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт подтвердил, что окончательный проект соответствует пожеланиям комиссии.

Община, район и регион

"Мы пришли к согласию относительно уровней самоуправления. Оно будет работать на трех уровнях: первый - общины (одно или несколько поселений), средний - уезд (несколько общин) и выше - регионы (области и Крым)", - заявил в мае председатель конституционной комиссии и Верховной Рады Владимир Гройсман.

Правда, в окончательном тексте документа слово уезд для укрупненных районов все же заменили на привычные "районы".

Глава центра политико-правовых реформ и один из разработчиков проекта децентрализации Игорь Колиушко объяснил, что будет означать данная трехуровневая система власти.

По его словам, примером реформы самоуправления стала Польша.

Одна из новаций реформы - отменяется привычное районное деление Украины: вместо нескольких десятков районов в области будут созданы 4-7 укрупненных.

Границы областей, которые предлагают называть регионами, менять не планируют.

Укрупненные районы будут формировать по критерию количества населения и компактности, поэтому в каждом может быть от 150 до 400 тысяч жителей.

В целом вся Украина может быть разделена приблизительно на 120-130 укрупнённых районов.

В укрупнённом районе будут работать органы и местного самоуправления, и государственной власти, наподобие нынешних государственных администраций.

Представлять центральную власть здесь станет префект, которого будет назначать и увольнять президент, но только по представлению правительства. Префекта предполагается наделить преимущественно контрольными функциями.

Исполнительную власть получат созданные районным советом исполнительные комитеты.

В регионе (то, что раньше называлось областью) ситуация будет похожей: центральную власть представляет префект, а исполнительную – исполком регионального совета.

Нижним уровнем управления будет административная единица - община - объединение ряда сел, поселков или городов. Здесь специальных представителей Киева не будет вообще.

Именно на уровень общины, которая получит свои органы самоуправления, передадут значительную функцию бывших районных центров по предоставлению услуг населению.

Концепция заключается в объединении сел в крупные общины, чтобы передать им широкую финансовую и управленческую автономию, землю, госсобственность и администрирование местных налогов.

"Все, зачем сегодня граждане ездят в райцентры, должно быть передано органам местного самоуправления в общинах, а не поднято до уровня укрупненного района", - рассказал Украинской службе Би-би-си Игорь Колиушко.

В каждой общине должен быть создан универсальный центр предоставления административных услуг.

Сельские старосты

Максимальный размер объединенной общины не оговорен, лишь указаны критерии логистического удобства и доступности коммуникаций.

Население общины будет избирать председателя общины и совет. Кроме того, в каждом селе общины с населением более 50 человек будут избираться новые для Украины должностные лица - "старосты" - представители общины в деревне.

Староста будет иметь печать и частично выполнять функции, которые сейчас выполняет сельсовет, включая выдачу отдельных справок.

Объединение населенных пунктов в общины на самом деле уже не зависит от конституционной реформы, ведь эту процедуру уже прописали в специальном законе о добровольном объединении территориальных общин, который приняли еще в феврале.

Более того, процесс объединения уже пошел по всей стране.

Села могут объединяться добровольно, однако инициатива исходит и от областных властей, которые утверждают перспективные планы создания общин.

Например, Днепропетровский областной совет утвердил перспективный план формирования "состоятельных общин", согласно которому из 348 городов, сел и поселков области хотят создать 89 объединенных общин.

Власть президента

Согласно проекту децентрализации, хотя значительную часть финансовых и управленческих полномочий передадут на места, президент получит право приостанавливать работу местных советов и распускать их.

При этом он будет назначать для исполнения их функций временных представителей.

Делать это он сможет в случае, если местный совет нарушает конституцию и угрожает территориальной целостности страны. Этот механизм уже назвали "предохранителем от сепаратизма".

Окончательное решение о конституционности каждого такого шага будет подтверждать Конституционный суд.

За эти полномочия проект уже раскритиковали в правящей коалиции.

"Документ предлагает существенную концентрацию полномочий президентом", - оценила новое полномочие президента распускать местные советы вице-спикер парламента от "Самопомощи" Оксана Сыроид.

Конституция без "народных республик"

Украинская службы Би-би-си поинтересовалась у главы парламента, будут ли в проекте новой конституции учтены пожелания сепаратистских образований в Донбассе - ДНР и ЛНР.

"Мы не получали предложений от них, и их предложений в проекте не будет", - заявил Би-би-си спикер парламента Владимир Гройсман.

Он напомнил, что уже был принят специальный закон об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области, и необходимости прописывать эти нормы в тексте самой Конституции, по его мнению, нет.

"Особенность действия местного самоуправления на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей будет определяться уже принятым законом, эту норму мы пропишем в переходных положениях Конституции", - заявил Владимир Гройсман на заседании конституционной комиссии в пятницу.

Проект уже подвергся критике двух из пяти фракций коалиции – "Радикальной партии" и "Самопомощи", поэтому вероятность провала проекта в Раде достаточно высока.

Как сообщал Диалог ранее, профильная комиссия поддержала изменения в Конституцию по части децентрализации.

Последние новости