21 января 2022, 10:45

Трансформация рынка доставки еды: квадрокоптер заменит мопедиста, персонала станет меньше, а локальные доставки будут закрываться

Западная терминология по типу dark kitchen пришла к нам не сразу

Трансформация рынка доставки еды: квадрокоптер заменит мопедиста, персонала станет меньше, а локальные доставки будут закрываться

За последние 8 лет на рынке доставки еды в Украине произошла эволюция: от несуществования до активного формирования целой отрасли со своими правилами и канонами.


А началось все в июне 2013-го года, когда предприниматель из Одессы основал первый онлайн-ресторан и назвал его SMILEFOOD. Практически интуитивно бизнесмен скопировал формат dark kitchen.


Кстати, западная терминология по типу dark kitchen пришла к нам не сразу и по сей день название “онлайн-ресторан” более популярное на рынке Украины в целом.


Процесс развития отрасли нарастил темп во время пандемии Covid-19. На рынке появляются совершенно новые факторы потребления.

Например, для клиентов стало важно:

То, что не нужно выходить из дома. Такой себе ресторан на диване;
Минимум контакта с другими людьми во время пандемии;
Оплата только безконтактно;
Использование всех мер предосторожности от заболевания Covid-19 курьерами служб доставки.

Такие факторы сформировали требования и выработали определенные стандарты онлайн-ресторанов и служб доставки еды.


На сегодня сложно найти успешную dark kitchen без собственной службы доставки, мобильного приложения и прямых онлайн-уведомлений клиентам о готовности доставки продукта.


При этом значительно возросли требования к самой доставке.


“Согласно наших маркетинговых исследований клиенты готовы ждать еду 45-60 минут. Все, что больше - это уже негатив”, - делится данными основатель первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD Александр Соколов. - “Клиенты все чаще хотят новинок и инновационных решений в оформлении, упаковке и т.д.”.


За последние несколько лет в Украине появились сотни онлайн-ресторанов. Однако, задержаться на рынке смогли далеко не все. Это связано с огромной конкуренцией на рынке. Особенно сложно небольшим локальным доставкам. Рост цен на продукты и дефицит кадров повлекли за собой рост себестоимости продукции. Это привело к уменьшение маржинальности и, само собой, прибыли.


Но есть и хорошая тенденция - те dark kitchen, которые смогли проработать более года - с большой долей вероятности останутся на рынке. Такой вывод можно сделать, если посмотреть на историю подобных компаний за последние 7 лет.


“Мы уже 8 лет следим за конкурентами на рынке. Только в Киеве за один квартал открываются десятки новых dark kitchen”, - отмечает основатель первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD Александр Соколов. - “Однако, лишь порядка 20% остаются на рынке в долгую”.


Рост затратной части неизбежно приводит к оптимизации структуры онлайн-ресторанов. Это коснется персонала и способов доставки. К примеру, недавно появилась совершенно новая профессия - оператор квадрокоптера для доставки еды. А вот к поварам онлайн-ресторанов значительно выросли требования. Зачастую нужно уметь все и сразу: крутить роллы, готовить горячие блюда, пиццу и т.д.


Формат онлайн-ресторана стал обычным делом для современного потребителя.

Ведь, так можно позволить себе тратить время не на приготовление еды, а другие важные дела. Не мыть посуду и убирать после еды, а позволить себе разнообразие еды здесь и сейчас.


Наличие большой конкуренции качественно сказывается на сервисе. Сейчас любой клиент может оставить отзыв как на сайте и в социальных сетях онлайн-ресторана, так и на сайтах с отзывами, google-картах и т.д. Практически, выбор нужного dark kitchen сводится именно к поиску через отзывы - то есть опыт других клиентов.


“Мы заметили такую тенденцию, что клиенты пытаются найти именно негативные отзывы”, - отмечает Дмитрий Артемчук, PR директор онлайн-ресторана SMILEFOOD. - “К ним больше доверия у потребителей и они очень ценят опыт и советы предыдущих клиентов”.


Между тем за последние несколько лет наблюдается бум программ лояльности. Так, большинство доставок дарит подарок за опоздание или оплачивает заказ за свой счет. Практически все онлайн-рестораны дают бонусы с покупки, тем самым мотивируя клиентов оформить следующий заказ.


Какие же минусы есть у dark kitchen?


Здесь стоит сказать, что большинство потребителей выбирают обычно 1-2 доставки, которые уже проверили.


Почему так происходит?


Клиентов отпугивает отсутствие «гарантии» проверенного единого вкуса, они не желают получить блюдо с “сюрпризом”.


Для клиентов очень важно понимать где, кто и как готовит еду. Здесь популярным решением вопроса стали онлайн-трансляции с производства - кухни. Приоткрыть занавес смогли далеко не все онлайн-рестораны. Здесь нужно наладить как технологические процессы, чистоту на кухне и т.д., так и техническое решение видео съемки.


В целом, рынок dark kitchen продолжает развиваться и удивлять новыми технологическими решениями. А устойчивая конкуренция не позволяет выходить на рынок неопытным игрокам надолго. Поэтому для потребителей такая ситуация сулит развитие скорости и качества работы онлайн-ресторанов.

Последние новости