Трансформация рынка доставки еды: квадрокоптер заменит мопедиста, персонала станет меньше, а локальные доставки будут закрываться
Западная терминология по типу dark kitchen пришла к нам не сразу
За последние 8 лет на рынке доставки еды в Украине произошла эволюция: от несуществования до активного формирования целой отрасли со своими правилами и канонами.
А началось все в июне 2013-го года, когда предприниматель из Одессы основал первый онлайн-ресторан и назвал его SMILEFOOD. Практически интуитивно бизнесмен скопировал формат dark kitchen.
Кстати, западная терминология по типу dark kitchen пришла к нам
не сразу и по сей день название “онлайн-ресторан” более популярное на
рынке Украины в целом.
Процесс развития отрасли нарастил темп во время пандемии Covid-19. На рынке появляются совершенно новые факторы потребления.
Например, для клиентов стало важно:
То, что не нужно выходить из дома. Такой себе ресторан на диване;
Минимум контакта с другими людьми во время пандемии;
Оплата только безконтактно;
Использование всех мер предосторожности от заболевания Covid-19 курьерами служб доставки.
Такие факторы сформировали требования и выработали определенные стандарты онлайн-ресторанов и служб доставки еды.
На сегодня сложно найти успешную dark kitchen без собственной
службы доставки, мобильного приложения и прямых онлайн-уведомлений
клиентам о готовности доставки продукта.
При этом значительно возросли требования к самой доставке.
“Согласно наших маркетинговых исследований клиенты готовы ждать
еду 45-60 минут. Все, что больше - это уже негатив”, - делится данными
основатель первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD Александр
Соколов. - “Клиенты все чаще хотят новинок и инновационных решений в
оформлении, упаковке и т.д.”.
За последние несколько лет в Украине появились сотни
онлайн-ресторанов. Однако, задержаться на рынке смогли далеко не все.
Это связано с огромной конкуренцией на рынке. Особенно сложно небольшим
локальным доставкам. Рост цен на продукты и дефицит кадров повлекли за
собой рост себестоимости продукции. Это привело к уменьшение
маржинальности и, само собой, прибыли.
Но есть и хорошая тенденция - те dark kitchen, которые смогли
проработать более года - с большой долей вероятности останутся на рынке.
Такой вывод можно сделать, если посмотреть на историю подобных компаний
за последние 7 лет.
“Мы уже 8 лет следим за конкурентами на рынке. Только в Киеве за
один квартал открываются десятки новых dark kitchen”, - отмечает
основатель первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD Александр
Соколов. - “Однако, лишь порядка 20% остаются на рынке в долгую”.
Рост затратной части неизбежно приводит к оптимизации структуры
онлайн-ресторанов. Это коснется персонала и способов доставки. К
примеру, недавно появилась совершенно новая профессия - оператор
квадрокоптера для доставки еды. А вот к поварам онлайн-ресторанов
значительно выросли требования. Зачастую нужно уметь все и сразу:
крутить роллы, готовить горячие блюда, пиццу и т.д.
Формат онлайн-ресторана стал обычным делом для современного потребителя.
Ведь, так можно позволить себе тратить время не на приготовление еды, а другие важные дела. Не мыть посуду и убирать после еды, а позволить себе разнообразие еды здесь и сейчас.
Наличие большой конкуренции качественно сказывается на сервисе.
Сейчас любой клиент может оставить отзыв как на сайте и в социальных
сетях онлайн-ресторана, так и на сайтах с отзывами, google-картах и т.д.
Практически, выбор нужного dark kitchen сводится именно к поиску через
отзывы - то есть опыт других клиентов.
“Мы заметили такую тенденцию, что клиенты пытаются найти именно
негативные отзывы”, - отмечает Дмитрий Артемчук, PR директор
онлайн-ресторана SMILEFOOD. - “К ним больше доверия у потребителей и они
очень ценят опыт и советы предыдущих клиентов”.
Между тем за последние несколько лет наблюдается бум программ
лояльности. Так, большинство доставок дарит подарок за опоздание или
оплачивает заказ за свой счет. Практически все онлайн-рестораны дают
бонусы с покупки, тем самым мотивируя клиентов оформить следующий
заказ.
Какие же минусы есть у dark kitchen?
Здесь стоит сказать, что большинство потребителей выбирают обычно 1-2 доставки, которые уже проверили.
Почему так происходит?
Клиентов отпугивает отсутствие «гарантии» проверенного единого вкуса, они не желают получить блюдо с “сюрпризом”.
Для клиентов очень важно понимать где, кто и как готовит еду.
Здесь популярным решением вопроса стали онлайн-трансляции с производства
- кухни. Приоткрыть занавес смогли далеко не все онлайн-рестораны.
Здесь нужно наладить как технологические процессы, чистоту на кухне и
т.д., так и техническое решение видео съемки.
В целом, рынок dark kitchen продолжает развиваться и удивлять
новыми технологическими решениями. А устойчивая конкуренция не позволяет
выходить на рынок неопытным игрокам надолго. Поэтому для потребителей
такая ситуация сулит развитие скорости и качества работы
онлайн-ресторанов.
Последние новости
Теракт в "Крокусе": ИГИЛовцы расправились с полковником ГРУ Мясниковым, воевавшим против Украины
10:14Только два фактора помогут Украине выстоять в войне против РФ и не дать врагу добиться успеха — ISW
08:30ВСУ не собираются покидать Новомихайловку: Z-паблик рассказал, почему ВС РФ не могут захватить село
07:58От "Укрпочты" до Yasno: в Сети яркими мемами отреагировали на "дискредитацию" Пенсионного фонда
07:39