5 декабря 2015, 14:31

Свидетельство очевидца авиакатастрофы Ми-8Т: "Люди умирали, ожидая помощи, я орал вместе с ними, вытаскивая их"

Сотрудники МЧС России, которое Владимир Путин неоднократно называл одной из самых лучших и наиболее эффективно работающих служб спасения в мире, допустили череду ужасающих роковых ошибок, из-за чего погибли пассажиры потерпевшего катастрофу вертолета Ми-Т8 в Игарке. Люди имели большие шансы на спасение, однако эти шансы были сведены на нет из-за позднего прибытия спасателей, нескоординированности их работы и использования устаревшего снаряжения. Согласно официальной статистике, количество серьезных ЧП сократилось в РФ за этот год на 20 %. Однако в мае и в августе этого года были уволены за значительные просчеты в работе несколько высокопоставленных сотрудников МЧС России: центрального аппарата и региональных ведомств. Официально причины увольнений не разглашались. Но в СМИ отмечали, что одной из причин расставания с генералами были существенные провалы в работе. В частности, во время ликвидации последствий лесных пожаров и техногенных катастроф. Произошедшее с Ми-8Т – яркое тому подтверждение.

Свидетельство очевидца авиакатастрофы Ми-8Т: "Люди умирали, ожидая помощи, я орал вместе с ними, вытаскивая их"

Свидетельствует житель Игарки, пенсионер (65 лет) Николай Аносов:

 - Ориентировочно в 11.30 вертолет Ми-8 с бортовым номером 25361 взлетел из аэропорта Игарки. Пролетев не более 2 километров по прямой от точки взлета и до места падения, что по времени заняло менее минуты, он рухнул на реку Енисей. Видимость во время взлета и падения была отвратительной: шел очередной мощный снежный заряд.

В 11.45 я подошел к берегу Енисея и увидел на льду реки темный силуэт непонятного объекта на расстоянии 800—900 метров от берега. Вернувшись на берег уже с биноклем, смог четко определить, что это рухнувший вертолет, звук которого я слышал 20 минут назад. Прибежав домой, начал звонить во все экстренные службы города (не менее 5 раз). Поняв, что это бесполезно, два раза вызывал по городской сети через сотовый телефон муниципальный телеканал. В 11.57 мне ответила корреспондент Надежда Ильинична Чеснокова.

В 12.05 я был уже на месте авиакатастрофы. Окровавленные лица, тела погибших и пострадавших — всё вместе, и разбитый, развалившийся на части вертолет. Из пассажирского салона доносились стоны и просьбы о помощи переломанных людей. На месте трагедии не было ни службы спасения аэропорта, ни городской службы МЧС. Только ветер, снег и -17 по Цельсию.

В пассажирский салон можно было проникнуть только через небольшое отверстие с задней его стороны. Пришлось раздеться и на четвереньках вытаскивать стонущих людей. До них нельзя было прикасаться, они страшно кричали от боли, и я орал вместе с ними, вытаскивая их. Животный страх подкатывал к горлу каждый раз, как залазил в эту небольшую брешь. На четвереньках по льду и снегу, пропитанному керосином, над головой периодически что-то вращалось и гудело, был страх провалиться под лёд вместе с этой многотонной махиной или сгореть в керосине.(Это было вполне реально. Вот что мне сказал один из экспертов: вертолет ударился правым бортом; отлетело правое шасси — а оно очень надежно крепится; отлетела печка; что не загорелась машина — полная случайность: топливные баки были полные. Что до глубины Енисея в этом месте — она около 20 метров) Бог меня спас, а я как мог вытаскивал искалеченных людей.

Приблизительно в 12.16 надо мной завис вертолет. Я обрадовался: думал, прилетели спасатели… Но он улетел. Почему — не знаю.

(Действительно, пролетавший мимо вертолет заметил лежащий на боку Ми-8 и, по всем отчетам, передал координаты спасателям. Из сводки ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю. "В 11.45 (крск) 26.11.2015 г. в Туруханском районе произошла аварийная посадка вертолета Ми-8, следующего по маршруту п. Игарка—н.п. Красный Селькуб (нефтеперекачивающая станция). В 12.15 (крск) оперативный штаб Главного управления приступил к работе. В 12.20 (крск) из аэропорта п. Туруханск вылетел борт Ми-8 авиакомпании "Турухан". В 12.40 (крск) для Главного управления введен режим "Чрезвычайной ситуации". На месте проводятся работы по эвакуации пострадавших с помощью 12 буранов и 1 судном на воздушной подушке "Хивус" аэропорта п. Игарка». <…> Всего привлечено 137 человек, 28 ед. техники, из них от МЧС 83 человека, 5 ед. техники).

Люди умирали, лёжа на льду, ожидая помощи, они кричали и стонали от боли.

В скором времени прибыли на своих снегоходах жители острова Игарский и активно, по-человечески, подключились к спасению и транспортировке еще живых, переломанных, истекающих кровью людей.

Приблизительно в 12.40 прибыли первые спасатели аэропорта "Игарка". Это была ужасная картина: девчонки целый километр тащили на себе по глубокому снегу, наледи огромные, еще советских 50-х годов запечатанные коричневые чемоданы (медицинский комплект) и одни носилки. Дикая картина спасения людей в ХХI веке! Еще до их появления всех пострадавших, еще живых, вывезли на снегоходах и на ротексной подушке (АВП, аппарат на воздушной подушке) простые жители острова и города.

Что меня больше всего поразило — полное отсутствие руководства. Не было носилок, одеял, простых простыней, чтобы укрыть пострадавших, приходилось производить их транспортировку на бурановских железных санках, пенах и АВП — это был невероятный стон и умирающих, и получивших тяжелые травмы людей. С такой транспортировкой эти люди перенесли второе падение вертолета, ведь расстояние до машин "Скорой помощи" составляло более километра, а Енисей — весь в застругах.

Все прибывшие затем руководители среднего звена не бросались на спасение пострадавших. Всё шло самотёком.

Приблизительно в 12.41 прилетел вертолет, высадил группу неизвестных граждан, не взяв никого, улетел. А ведь еще лежали на окровавленном снегу пострадавшие!

Надо сказать, что спасатели аэропорта, города показали свою полную профессиональную непригодность. Прибыв на место авиакатастрофы, они не взяли элементарного инструмента, даже простой отвёртки — одни голые руки. Инструмента для распила, разжима искорёженного металла у них с собой не было. Потом, правда, привезли "болгарку" с одним диском, который тут же и сломался. Поэтому освобождать зажатых металлом людей было нечем. Второго пилота, который был зажат и уже не дышал, — освободили только к вечеру второго дня после авиакатастрофы.

Кто должен ответить за такое безобразие? Возбудит ли прокуратура уголовное дело по факту халатного, преступного отношения к своим служебным и должностным обязанностям руководителей города, аэропорта, аэронавигации, покажет время. Но то, что по их преступной халатности погибли люди, которых еще можно было спасти, — очевидно.

Поэтому, уважаемые жители и гости нашего города, когда вы летите или едете на каком-то транспорте, молите Бога, что если с вами что-то случится, чтобы рядом оказались такие мировые парни, которые, не раздумывая, пришли на помощь и, как могли, спасали людей в этой страшной катастрофе. Это ребята с нашего двора: братья Доронины, Сергей и Николай, их двоюродный брат Володя Доронин, Ваня Усольцев, Дима Рабков, Миша Турков, Серёга Андросов, Валера Демюникайте, Саша Алексеев, Вася Толстых, Андрей Казанцев, ребята с ротексной подушки (АВП), команда девчат из отдела перевозок аэропорта "Игарка" и многие простые игарчане, которых, к сожалению, не помню, как зовут. Каждый из них оставил частицу своей души, своего тепла для спасения пострадавших.

Анализируя и вспоминая случившееся, прихожу к выводу, что пострадавших преступно поздно стали доставлять в игарскую больницу, поэтому сегодня число погибших увеличилось до 12 человек. 

Кто ответит за это, за преступно халатное отношение к своим служебным и должностным обязанностям? Вспоминаю, как на снегу лежал командир экипажа Саша Монахов — в наушниках, в белой рубашке, а на кристальном снегу — ни одной капли крови. 

Прихожу к выводу, что ему хватило сил выбраться из разбитой машины, и он просто замёрз, ожидая помощи от нас с вами. Кто ответит за это?

Последние новости