30 ноября 2015, 20:16

Поможет ли Турция вернуть Украине Крым?

В истории украинского, турецкого и крымскотатарского народов часто возникали ситуативные союзы и большинство из них создавались против Московии.

Поможет ли Турция вернуть Украине Крым?

За последнюю неделю произошли события, которые в корне изменили геополитический расклад. Самым ярким событием, естественно, остается сбитый российский бомбардировщик, но цепочка событий, последовавшая за этим, имеет еще большее значение, как в мировом, так и во внутриукраинском масштабе.

Первое и, наверное, самое главное, что произошло – Россия лишилась очередного сильного партнера. Приятным побочным эффектом тут стало и то, что Турция одним махом сняла необоснованные обвинения, выдвигаемые российской пропагандой, относительного того, что блокада Крыма осуществляется в экономических интересах именно Анкары. По расхожему в российских СМИ мнению, блокаду крымскотатарским активистам заказали именно власти Турции, чтобы заменить на дефицитном крымском рынке украинские товары турецкими. Однако моментальный разрыв отношений Анкары и Москвы, а также примкнувшие к столице оккупационные власти Крыма, поставили жирный крест на этой теории.

Для Украины же Турция из неопределенного партнера с неопределенной внешней политикой, сразу превратилась в самого перспективного партнера. Я думаю, что отдававший приказ на уничтожение российского самолета Эрдоган и не думал в этот момент про Украину, но, тем не менее, результат получился для нас самый выгодный. Трудно сказать, кто мог сделать больше для возвращения Крыма под контроль Украины, чем президент Турции своим приказом и вот почему.

Все мы понимаем, что Крым для России нужен исключительно в военных целях – как некий, хоть и виртуальный, плацдарм для возможной глобальной войны. Эти заявления российской военщины мы слышали неоднократно. Однако так ли это на самом деле? Не совсем. Дело в том, что современный Черноморский флот РФ не является флотом по определению, так как любой флот это оперативно-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ объединение, в отличие от флотилии, которая призвана решать оперативно-ТАКТИЧЕСКИЕ задачи. А какие стратегические задачи в состоянии решать Черноморский флот, будучи запертым страной НАТО в Черном море?..

Попытки взять под контроль Босфор предпринимались Россией и ранее. Даже в современной истории после Второй мировой войны Сталин выставил требования о пересмотре конвенции Монтре, как такой, что не отвечает интересам большинства стран Черноморского региона. Такая возможность даже была предусмотрена протоколом Берлинской конференции, однако после смерти Отца народов переговоры по данному вопросу были прекращены.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что пока статус проливов Босфор и Дарданеллы такой, как он есть сейчас, Черноморский флот правильнее все-таки называть флотилией. Тем более, что Турция уже заблокировала его, основываясь на праве предоставленном ей той же конвенцией Мортре. Данная информация пока официально не подтверждена и турецкие СМИ о ней пока не пишут, однако другие мировые информагентства связывают это с тем, что официальная позиция Анкары будет озвучена после переговоров Эрдогана и Путина. Самым возможным местом для таких переговоров называли экологический саммит в Париже, однако кремлевский лидер от таких переговоров отказался, о чем сообщила Украинская служба ВВС со ссылкой на пресс-секретаря президента РФ Пескова.

Однако информация о закрытии проливов продолжает косвенно подтверждаться и проводимыми сейчас в акватории Мраморного моря внеплановыми учениями Турецких ВМС и данными навигационного сайта Марин Трафик, на котором видно скопление судов у пролива Босфор со стороны Черного моря.

А каков расклад сил на случай полномасштабной войны в Черном море?

Даже если не брать во внимание, что Турция является в самой мощной организации коллективной безопасности в мире, то и сама она имеет примерно 5-кратное военное преимущество в Черном море по сравнению с РФ.

Такие данные озвучили еще в 2011 году сами российские адмиралы. Так, в статье под названием «Турецкий флот в 5 раз сильнее российского», опубликованной в Московском Комсомольце в ноябре 2011 года, экс-командующий Черноморским флотом России адмирал Владимир Комоедов заявил, что силы стран НАТО на Черном и Балтийском морях имеют преимущество над флотами РФ в 20 раз.

А отдельно о Черноморской флотилии он заявил следующее:

– Превосходство только турецкого флота даже над объединенным флотом Украины и России составляет 4,7 раза.

Стоит заметить, что тогда, в 2011 году, адмирал говорит об «объединенном флоте Украины и России»! Сейчас же, по понятным причинам, речь об этом уже не идет, хотя российским оккупантам Крыма и удалось вместе с полуостровом захватить и несколько кораблей ВМС Украины, что стало хоть и не принципиальным, но все же усилением российской Черноморской флотилии. Но если россиянам удалось «отжать» у Украины старые,еще советские корабли и одну подлодку, то Турция за это время спустила на воду и ввела в эксплуатацию два суперсовременных противолодочных корвета, поэтому примерное соотношение сил осталось примерно тоже.

Теперь смоделируем ситуацию: Турция официально объявляет о блокировке проливов для российских судов. При этом флагман Черноморской флотилии, как известно, сейчас находится в Средиземном море, отрезанный от основной группировки. Причем, по сообщению ряда СМИ, его активно сопровождают минимум две турецкие подводные лодки, не считая расположенного за спиной 6-го флота США. Что делать в такой ситуации Кремлю? Начинать войну? С боем прорываться через «бутылочное горлышко» узких проливов домой? И это в условиях, когда рупор кремлевской пропаганды Дмитрий Киселев уже поспешил заявить в эфире «Вестей недели», что «телефон Путина для Эрдогана отключен и время, отведенное для извинений, прошло».

В военном же смысле россиянам сильно усложняют жизнь американские самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EA-18 Growler, которые США в срочном порядке перебрасывают в Турцию для поддержки своего партнера по НАТО. Эти самолеты достаточно новые. Их боевое крещение состоялось в марте 2011 года, в ходе операции «Рассвет Одессеи» в Ливии. Тогда войскам альянса также противостояли, в основном, ЗРК «КУБ», а также комплексы дальнего действия С-200 советского производства. Несмотря на то, что данные средства ПВО являются менее современными, чем С-300, они разрабатывались для ведения боевых действий в условиях интенсивного электронного противодействия и при этом были полностью обезврежены американской авиацией. Как результат – нулевые потери ВВС США и союзников.

Исходя из этого, можно предположить, что размещение С-300, как и РК «Москва» в Сирии – очередное бряцание металлом, а не реальное усиление группировки в Сирии.

В данных условиях жесткая позиция Турции и может сыграть ключевую роль в деоккупации Крыма. Если и сейчас содержание полуострова, особенно в условиях энергетической и товарной блокады, обходится Кремлю непомерно дорого, то в случае закрытия проливов данные затраты станут еще и бессмысленными. Использовать полуостров исключительно для размещения там «смеющихся «Искандеров», по меньшей мере, нецелесообразно. А если учесть суммарные потери от остановки всех Азовских и Черноморских портов, объемы грузооборота которых (без учета аннексированных портов Крыма) составляют более 25 млн тонн в год, то экономическая смерть режима Путина – вопрос времени, причем короткого его промежутка. Соответственно, Турция может сама организовать для РФ такие санкции, по сравнению с которыми все западные санкции против режима Путина покажутся детским лепетом, и сделать это турецкие власти смогут на твердой основе международного права.

Исходя из этого, нашему дипломатическому корпусу, во главе с президентом, сейчас жизненно важно идти на любые договоренности с Анкарой, для достижения главной геополитической цели – восстановление границ нашего государства.

Василий Вишневецкий.

Последние новости