Средняя наполняемость классов по Украине — примерно 10 человек
Ян Герчински — адъюнкт-профессор Варшавского Института образовательных исследований считает, что в Украине средства, выделенные на сферу образования, используются недостаточно эффективно.
"Средняя по стране наполняемость классов — примерно 10 человек. Это крайне мало. И означает, что в Украине много маленьких сельских школ (здесь я цитирую анализ Всемирного банка), которые просто неэффективны: учитывая мировую практику, большинство из них, наверное, сильно слабы с академической точки зрения, а на их содержание уходит много средств", - рассказал в интервью ZN.UA Герчински, который считается одним из лучших в Европе консультантов по управлению и финансированию образования в постсоветских странах, передает ZN.UA.
Эксперт называет несколько принципиальных условий успешной оптимизации. "Первое — всегда должны быть альтернативы закрытию школы. Чтобы не было такого: или выделяем большие средства на маленькую школу, или закрываем ее. Иначе каждое село у вас станет линией фронта", - советует он. В качестве возможных решений этой проблемы Герчински приводит польский опыт: передачу школ в управление общественным организациям или создание системы подвоза учеников на базе частных компаний. Второе принципиальное условие оптимизации школ эксперт связывает с работой местных властей. "В польских местных выборах вопросы образования чрезвычайно важны. Потому местные власти чувствуют ответственность и понимают, что если они плохо организуют работу своих школ, это скажется на результатах следующих выборов. У нас управления образования полностью подчинены местным советам. А ваши районо — это назначенные чиновники", - поясняет Герчински. Третьим необходимым условием он видит разумные финансовые решения, в частности, предоставление гарантий того, что сэкономленные от закрытия школы средства остануться на местном уровне. "Четвертое весьма важное условие - сокращение учителей при оптимизации школ. Это самый болезненный вопрос. Но, к сожалению, не думать о нем нельзя. На сегодняшний день украинское образование крайне неэффективно: много малых школ, слишком много учителей работает в системе. И некоторые сокращения неизбежны", - полагает польский эксперт.
Как сообщалось ранее на "Диалог", школьные системы проверили на эффективность преподавания математики и наук.
Рейтинг лидеров в образовательной системе, опубликованный Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭРС), возглавил Сингапур.
В целом, первые пять мест заняли именно азиатские системы образования. Худший результат демонстрируют страны Африки. Первое место занял Сингапур. На втором оказался Китай.
Третьей страной с эффективным школьным образованием стала Южная Корея. Четвертой и пятой стали Япония и Тайвань соответственно, пишет BBC.
Среди европейских стран самый высокий показатель и шестое место оказалось у Финляндии. Украинская система школьного образования оказалась на 38 месте. Самую низкую 76 строчку заняла Гана. Анализ школьных систем образования базировался на результатах тестов по математике и науке в 76 странах.
Директор ОЭРС по вопросам образования Андреас Шлейхер считает, что сравнение стран демонстрирует связь между эффективностью образования и экономическим развитием.
"Идея заключается в том, чтобы дать возможность разным странам - и бедным, и богатым - сравнить себя с мировыми лидерами в вопросе образования, увидеть свои сильные и слабые стороны и убедиться, что экономический рост зависит от улучшения качества образования", - пояснил Шлейхер.