21 мая 2015, 19:09

Украина может лишиться своих земель

Иностранные инвесторы хотят скупить украинские земли за бесценок.

Украина может лишиться своих земель

На Украине много такого, что трудно понять и осмыслить. Особенно в последние годы. В частности, не особенно понятно, можно ли купить землю сельхозназначения. Вроде можно, но на подобные сделки установлен мораторий. И только с 1 января 2016 года президент Порошенко собирается этот мораторий отменить. Ведутся общественные дискуссии о пользе или недостатках такой меры, а тем временем на Франкфуртской бирже продаются акции украинских агрохолдингов. Бумаги некоторых, как и положено, растут, некоторых — падают. Важно одно: сложилась парадоксальная ситуация — при отсутствии права на покупку земли на Украине действуют агрокомпании, почти сплошь принадлежащие иностранцам, передает rusplt.

Бывают исключения: 95% акций компании Ukrlandfarming принадлежат миллиардеру Олегу Бахматюку, остальные пять процентов недавно проданы одной из крупнейших в мире сельскохозяйственных компаний — Cargill. Точно так же Юрий Козюк, пятый по богатству человек на Украине, является генеральным директором МХП. Это одна из крупнейших сельскохозяйственных компаний страны: ей принадлежит более 360 000 га сельскохозяйственных угодий. Остальные хозяйства почти все в собственности у иностранцев. Ситуация настолько вопиющая и необычная даже для мировой практики, что американская правовая и социально-экономическая исследовательская организация The Oakland Institute опубликовала специальный доклад, озаглавленный «Кому принадлежат сельскохозяйственные земли на Украине?», данными которого мы и воспользовались.

Существует специальный сайт, где интересующийся покупатель может выбрать семь способов обхода украинского закона. Крайне интересной представляется его откровенная преамбула: «Хотя мораторий и был введен с целью консолидации земель сельскохозяйственного назначения в руках их хозяев и, таким образом, гарантирования использования этой категории земель только по целевому назначению, однако де-факто введение моратория способствовало процветанию различных схем его обхода, тенизации рынка земель. От этого страдают как общество, так и государство в целом. Следует отметить, что в 80% случаев участники рынка земель сельскохозяйственного назначения обходят мораторий вполне легальными способами, которые можно проследить по анализу норм земельного законодательства». Вот так просто и ясно и без всякой рефлексии.

Путаницу добавляет еще один институт владения землей — введенный как мера временная. Это аренда земли сельхозназначения. «Аренду раздавали крестьянам, но они, не выдержав конкуренции, вынуждены были их продать, — говорит Богдан Беспалько, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ. — Таким образом земля, или, скорее, право на ее аренду, через таких вот разорившихся собственников попадает в конечном итоге в транснациональные корпорации. В некоторых агрохолдингах юридически продолжают существовать уже обанкротившиеся пайщики — это является необходимым формальным условием, чтобы фирма существовала. Но селяне ничего от этого практически не имели и до продажи, и сейчас. Банкрот не может диктовать цены, он вынужден продавать по тем расценкам, которые диктует ему покупатель. После того как компания обанкрочена, и цена ее земли намного ниже».

Начальник отдела Украины Института стран СНГ Валентина Гойденко продолжает объяснять механизм, по которому земля, полученная всеми украинскими крестьянами, постепенно сконцентрировалась в собственности нескольких иностранных хозяев. «На Украине началось то, что потом назвали "распаеванием" земель, то есть земли делились паями между участниками бывших колхозов, совхозов. Даже сельские учителя получили какую-то землю, — говорит Гойденко. — Но наступило время ее обрабатывать, а техники своей-то и нет. Те, кто работал трактористами, либо руководители бывших колхозов как-то сумели приватизировать часть техники и потом за плату обрабатывали землю другим. Но тем не менее для многих эта земля осталась серьезным обременением. Тогда ее стали сдавать в аренду и создавать так называемые артели или общины. И, допустим, человек сдает свои 3–4 гектара, а после окончания сезона ему дают столько-то мешков пшеницы или ячменя. Потом уже принимается коллективное решение по состоянию урожая — сколько на гектар полагается денег или еще чего. Но экономическое состояние Украины усугубляется с каждым годом — техники не прибавляется, она только изнашивается. Потом появились зарубежные доброхоты, которые стали скупать вот такие вот арендные хозяйства скопом. И таким образом стали образовываться большие агрохолдинги».

Как сообщал Диалог ранее, жители Крыма, которые находятся за пределами оккупированного Россией полуострова и поэтому не оплачивают налог на землю, могут ее лишиться.

Об этом на сессии "государственного совета РК" сообщил так называемый председатель комитета по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Виталий Нахлупин, пишут "Новости Крыма".

Он предложил, разрешить местным органам власти разрывать договоры аренды земли при задолженности по земельному налогу за 2-3 месяца.

По его словам, в Крыму не выполняется план по земельному налогу. Чтобы разрывать договоры аренды, местным органам власти нужны механизмы, разработанные «министерством финансов РК».

«Также имеется проблема платежей за землю. Она связана объективно с собственниками земель, которые оказались за пределами республики. Думаю, тут должны быть жесткие административные решения. Необходим прописанный порядок действий муниципальных органов по пересмотру договоров в случае неуплаты в течение 2, максимум 3 месяцев», - отметил Нахлупин.

Ранее «министерство финансов Крыма» подготовило проект законодательной инициативы, предусматривающий взимание земельного налога с предприятий, которые еще не перерегистрировали землю, но фактически ведут на ней свою деятельность. Однако бюджетный комитет парламента отклонил это предложение.

По мнению промышленников, инициатива министерства ухудшит финансовое положение крымских предприятий, часть которых и так оказалась на грани выживания.

Последние новости