21 декабря 2014, 18:39

The Guardian: Путину стоит бояться переворота из-за ухудшения экономической ситуации

По мнению издания The Guardian, Путину может угрожать его собственное окружение и из-за ухудшении экономики ему следует бояться переворота.

The Guardian: Путину стоит бояться переворота из-за ухудшения экономической ситуации

Когда на ежегодной длительной пресс-конференции Владимира Путина спросили, опасается ли он возможного «дворцового переворота» в недалеком будущем, российский президент ухмыльнулся. «Насчёт дворцовых переворотов, успокойтесь: у нас нет дворцов, поэтому и дворцовых переворотов быть не может», - ответил он. Сразу же после этого в интернете стали ходить сделанные организаторами антикоррупционной кампании аэрофотоснимки огромных особняков некоторых приближенных Путина.

Но прозвучавший на прошлой неделе вопрос имеет под собой более серьезную подоплеку. Народная революция против коррумпированных чиновников никогда не рассматривалась в России всерьез, но как насчет раскола элиты?

Падение цен на нефть в совокупности с западными санкциями могут создать наихудший экономический кризис за все 15 лет правления Путина. Резкое уменьшение доходов от нефти, с одной стороны, продемонстрирует, как мало было сделано для диверсификации российской экономики в годы ее подъема, с другой - значительно сократится количество денег, которые сможет поделить между собой группа миллиардеров в окружении Путина.

Одним из доводов принятия западных санкций против приближенных Путина было предположение, что эти меры навредят им и заставят надавить на лидера. Существует точка зрения, что если экономическая ситуация продолжит ухудшаться, а политическая неразбериха не утихнет, то Путину может угрожать его собственное окружение.

Большинство российских чиновников считают, что вина за очевидное «провоцирование» протестов на киевском Майдане лежит на Западе, но многие негласно выражают недовольство ответными действиями Путина. В некоторых случаях людям из ближнего окружения президента санкции стоили потери бизнеса, собственности и возможности поехать на Запад. Пострадавшие от санкций лезут из кожи вон, публично настаивая, что их личные трудности - небольшая плата за возрождение Великой России, но, возможно, думают-то они иначе. Даже преданность тех, кто выступает в идеологическом тандеме с Путиным, в случае угрозы их богатству может пошатнуться.

Однако «вертикаль власти», выстроенная Путиным, объединяет все звенья в одну цепь. Невозможно убрать ее верхушку, не разрушив систему целиком, и пока не видно никаких признаков того, что элита даже задумывается о возможности планирования будущего после Путина. Теоритически президент может оставаться у власти до 2024 года. Как заметил один западный дипломат: «Невозможно представить, что он так просто уйдет со своей должности. Любые варианты смены власти в России будут весьма неприятными, и, по крайней мере, в настоящий момент они маловероятны».

Некоторые представители оппозиции рассматривают Михаила Ходорковского, некогда самого богатого человека страны, в качестве потенциальной объединяющей силы антипутинского движения. Ходорковский, который отсидел 10 лет в тюрьме, в прошлом году был выпущен на свободу после того, как Путин помиловал его, чтобы он мог встретиться со своей больной матерью. Ходорковский пообещал, что он не будет заниматься политикой, но теперь заявляет, что рассчитывает на должность президента во время «переходного периода» постпутинской России.

Простые россияне не очень-то жалуют «разбойников» олигархов, которые стали неимоверно богаты в 90-е, в то время как все остальное население голодало. Однако проведенные 10 лет в заключении могут послужить в качестве искупления для Ходорковского, который, вероятно, является единственной политической фигурой, чисто теоритически способной объединить части государственной элиты и более радикальных оппозиционных групп. Тем не менее, он находится в изгнании в Швейцарии и будет вновь арестован, если вернется в Россию. В настоящий момент любой вариант сценария, при котором он может бросить достойный вызов Путину, может произойти только в параллельной вселенной.

Короткий всплеск уличных либеральных протестов в 2011 и 2012 годах был безжалостно подавлен Кремлем, и многие предполагают, что для России более вероятна не либеральная революция, а скорее мятеж или, как писал Александр Пушкин, «бессмысленный и беспощадный» русский бунт. Националистические силы, за которыми Кремль вел неустанное наблюдение, были «выпущены из бутылки» во время восстания на востоке Украины, где многие командиры повстанцев не только отстаивали интересы Кремля, но и вынашивали идею о проведении революции в России. «Я голосовал за Путина в 2000 и агитировал за него среди моих бойцов в Чечне. Теперь мне стыдно, – заявил Guardian один из высокопоставленных лидеров ополчения ранее в этом году. – Я бы хотел, чтобы что-то подобное, произошедшее здесь, случилось и в России. Народная революция избавит от коррупции и установит власть военных».

Это еще один вариант развития событий, который теоритически может получить одобрение среди населения, поддерживающего Путина, а также части элиты, но сейчас он невероятен. Такие командиры, как националист Игорь Стрелков, были без лишнего шума отозваны с востока Украины, как только стали слишком популярны. Даже близкие к Кремлю согласны, что телевидение играет огромную роль в формировании общественного мнения. Ранее в этом году бывший кремлевский чиновник, лично знакомый с Путиным, заявил Guardian: «Тот, кто контролирует телевидение, контролирует страну. Если коммунисты придут к власти, то через три месяца страна станет коммунистической. Если фашисты придут к власти, то через три месяца она станет фашистской. Просто в такой стране мы живем».

Действительно, по-видимому, Путину продолжают создавать общественную поддержку, однако продолжительный упадок ориентированной на нефть экономики может стать серьезным испытанием. В то же время было интересно наблюдать, как Путин уклонился от ответа о расколе элиты. Когда журналист Reuters сказал президенту, что некоторые люди в его окружении становят ему в вину ухудшение экономической и политической ситуации в этом году, он рассмеялся, заявив: «Назовите пофамильно».

Это была шутка, но за ней не последовало утверждение, что журналист должно быть ошибается. Возможно, Путину, на дух не переносящему народную революцию и проводящему выверенную политику, чтобы не допустить ее в России, следует внимательно приглядеться к тем, кто его окружает.  

Последние новости