16 декабря 2014, 14:15

Рыжков: настал крах загнивающей путинской модели правления, пора заявлять об отставке правительства

Владимиру Путину предлагают отправить правительство в отставку.

Рыжков: настал крах загнивающей путинской модели правления, пора заявлять об отставке правительства

«Крахом путинской модели» назвал либеральный политик Владимир Рыжков происходящее в российской экономике. Но, как Рыжков заявил в беседе со Znak.com, у Владимира Путина еще есть шанс исправить положение: для этого надо в ближайшее время предпринять сильные шаги.

«Происходит крах путинской модели, — говорит Рыжков. — Чтобы выйти из ситуации краха, надо менять модель. О том, что модель в кризисе, начали говорить еще в 2011 году, за три года до Крыма и санкций. Все показатели стали ухудшаться именно тогда: упали темпы роста, снизились инвестиции, усилился отток капитала. Было написано множество статей о том, что модель роста себя исчерпала, и даже сам Путин об этом писал в своих предвыборных статьях. И политический протест в 2011 году во многом явился результатом этого кризиса. Задолго до Крыма и санкций экономика остановилась, — считает Рыжков.

«В чем суть путинской модели? Это монополистический госкапитализм. На практике это означает, что больше половины экономики занято госсектором (55% ВВП). Госсектор монополизирован, это неконкурентная среда (в Китае, например, госсектор конкурентный). У нас все поделено между несколькими крупными игроками. Ленин еще 100 лет назад называл эту модель загнивающей и говорил, что это — последняя стадия перед революцией. К этому Путин добавил рост государственных расходов. У нас сейчас гигантские расходы на военных, на правоохранительные структуры, спецслужбы, госаппарат, на мегапроекты вроде Олимпиады или ЧМ-2018. В итоге на экономику легла колоссальная нагрузка. Все это надо оплачивать. У нас огромные налоги, они в два раза выше, чем в Казахстане. Получается, что экономику с одной стороны душат тарифами монополий, а с другой — растущими налогами. Прибавьте ухудшение делового климата: нет защиты собственности, не работает судебная система, риски запредельные. А теперь еще втянулись в политическую авантюру и ввели санкции. Резервов у нас осталось на 460 млрд долларов, а корпоративный долг — 640 млрд долларов. Средняя рентабельность промышленности – 10%, а самый дешевый кредит сегодня — 25%. Что произойдет с такой страной? Коллапс», — уверен политик.

«Дело не в Крыме и санкциях, а в самой модели, которая выстраивалась 15 лет и нежизнеспособна», — считает он.

«Способна ли система к самокоррекции? Некоторые думают, что нет и все закончится крахом. Но я допускаю, что ситуацию еще можно исправить, - говорит Рыжков. - Система учится на опыте 1991-го, 1993-го, 1998-го и 2009-го годов. Мы пережили уже четыре кризиса, и эти годы есть в памяти наших руководителей. Поэтому, возможно, они способны принять жесткие решения: остановить рост военных расходов, сократить долю государства в экономике, начать борьбу с монополиями и поощрять конкуренцию, постараются что-то сделать с судами.

Признаюсь честно, я не очень верю, что получится, но некоторая вероятность есть. Однако для этого нужно менять правительство и саму государственную политику. Пойдет ли Кремль на такие перемены, мы узнаем в 2015 году. Если в следующем году не произойдет системной корректировки, наступит коллапс.

Впереди у Владимира Путина большая пресс-конференция. Самое время приступать к действиям: заявлять об отставке правительства, может быть, руководства ЦБ (хотя я не считаю, что оно несет ответственность за обвал рубля — их просто делают «крайними»; слабость рубля — это отражение слабости экономики).

Пока резервы у нас есть, и сальдо внешней торговли положительное. Запас прочности есть. Но он быстро тает. В 2009 году она потратили 200 млрд долларов из резервов, а в этом — уже 90 млрд долларов. Но если нефть продолжит падение, то час «Х», когда нужно будет принимать решение, наступит быстро.

Одним из факторов выхода из кризиса должно быть снятие санкций. И это возможно: вспомним, что реакция на присоединение Крыма выражалась в первом и втором пакете санкций, которые были относительно мягкими и касались только персонального окружения Путина. А следующие пакеты, которые закрыли нам доступ на рынок кредитования на Западе и ударили по экономике, были уже реакцией на Донбасс и Луганск. И я думаю, что вопрос будущего этих территорий в обмен на отмену третьего пакета как раз может обсуждаться», — считает Рыжков.

Последние новости