Целостность Украины: Спасти можно, но сложно

Украина
3880
Украина, Россия, Крым, федерализация, Верховная Рада
Эксперты считают, что Украина не потеряла бы Крым и избежала войны в Донбассе, если бы не настаивала на унитарности.

"Донецкая и Луганская области, увидев, что "у Крыма получилось", захотели так же. Можно, конечно, долго рассуждать, что же послужило причиной "сепаратизации" Востока, но ответ, очевидно, лежит на поверхности", - рассуждает журналист издания РИА Новости Украина Евгений Стримов.

Dialog.ua предлагает вниманию читателей материал издания. 

Крым был бы по-прежнему украинским, на Донбассе не было бы войны и сепаратистских настроений, тысячи людей не погибли бы в бессмысленной бойне, а страна могла бы нормально жить и успешно развиваться.

Все это могло бы случиться, если бы украинская власть рогом не уперлась в унитарность, "Едыну Украйину", а согласилась бы с давно назревшей (и уже даже перезревшей) идеей децентрализации. 

Упрямство и невежество 

Об угрозе полного распада страны политологи и политические эксперты говорят еще с марта, когда "уплыл" Крым: они уже тогда понимали, что отошедший полуостров – лишь первая ласточка, и в дальнейшем Украина может продолжить терять территории. Тревога политологов была обоснованной. Донецкая и Луганская области, увидев, что "у Крыма получилось", захотели так же. Можно, конечно, долго рассуждать, что же послужило причиной "сепаратизации" Востока, но ответ, очевидно, лежит на поверхности. После Майдана Донбасс открыто заявил, что не согласен с новым курсом Киева, но готов жить с ним и дальше в одной стране, "только дайте больше свободы". О федерализации юго-восточные регионы страны говорят уже не менее десятка лет, но для украинского уха "слово на букву "Ф" звучит ругательством, попиранием всех возможных государственных основ, и откровенным посягательством на территориальную целостность.

На деле же, как обычно бывает, проблема кроется в невежестве: сама по себе федерализация (или ее украинский эвфемизм, маскировка понятия – "децентрализация") не является признаком ослабления центральной власти. Это, скорее, эффективный инструмент улучшения качества управления государством и финансовыми потоками. Не дав Донбассу большей свободы, Киев доигрался, получив сначала горячую точку на востоке страны, а затем, фактически, утратив часть территории. Федерализация, о которой "ЛНР" и "ДНР" говорили весной и в начале лета, уже перестала удовлетворять их амбиции – только независимость. А робкие попытки президента Петра Порошенко предоставить "отошедшим" территориям большее самоуправление ни к чему не привели: официальный "особый статус" Донбасс получил слишком поздно.

Рейтинги и деньги 

Так почему же украинские власти не идут на децентрализацию, когда это – наиболее разумное и адекватное решение? Ответ прост: рейтинги. Объяснить населению, разогретому патриотической эйфорией, что дать больше экономических и политических свобод территориям – не значит потерять их, крайне сложно. Тем более, когда предвыборная риторика приучила людей, что идти на уступки и компромиссы — равно проиграть, и Украина будет решать почти все свои проблемы только военным путем. Децентрализация в массовом украинском сознании связана с поражением. Неслучайно одна из первых речей Петра Порошенко, сказанная уже после свержения Виктора Януковича, была о единстве страны: "наши украинские братья (будущий президент перешел на русский) должны слышать нас, что мы вместе, мы единая страна…".

Децентрализацию также не приемлют чиновники, которых перераспределение финансовых потоков может оставить без привычной "кормушки". Еще одна причина – в особенности момента: актуальная задача власти – создание пропрезидентского большинства, а это, наоборот, по сути – элемент централизации и способ окончательно разрешить все противоречия между главой государства и премьер-министром. Соответственно, какая передача полномочий, если президент стремится собрать их как можно больше? Мировой опыт В то же время, парадоксально, что в большинстве развитых стран, на которые (хотя бы в риторике) ориентируется Украина, давно реализовали рабочие модели децентрализации власти, оставив за "центром" национальную оборону, макроэкономическую политику, денежно-кредитную сферу, судебную систему, управление транспортными коммуникациями государственного значения. Все остальные вопросы решаются на местах. Подобные шаги позволяют укрепить центральную власть, предоставив ей возможность сконцентрировать внимание и ресурсы на задачах национального уровня, освободив ее от множества текущих вопросов, которые куда эффективнее решаются на местном уровне.

Обычно первый вопрос, который возникает при разговорах о децентрализации в Украине, – это бюджет. Очевидно, что правительство, занимающееся общенациональными задачами и географически расположенное в столице, не способно ориентироваться в проблемах разнородных регионов страны. Поэтому, основываясь на неполной информации, оно при всем желании не способно эффективно расходовать бюджетные ресурсы по многим направлениям. В то же время, если дать возможность распоряжаться бюджетными средствами органам местного самоуправления, эти деньги принесут больше пользы территории. Конечно, если хоть немного ослабить железную хватку коррупции.

Процесс запущен? 

В новоизбранной украинской власти заявляют, что все-таки решились на децентрализацию. Так, вице-премьер Владимир Гройсман заявил, что процесс децентрализации власти можно реализовывать уже с начала 2015 года, после принятия подготовленных правительством законов. Сейчас же, заверяет Гройсман, уже готовы семь законопроектов. "Самая главная составляющая – финансовая: средства останутся на затраты людей на территориях, на то, что их сегодня интересует. Все это можно сделать уже с 1 января", – сказал вице-премьер. А уже в конце нынешнего года, надеется Гройсман, страна сможет получить новый децентрализованный бюджет.

"Если в декабре будут приняты изменения законодательства относительно децентрализации власти, вполне спокойно можно принять закон про бюджет в декабре месяце, и это означает, что страна и общины заживут с новым децентрализованным бюджетом, который ожидают десятилетиями", — сказал он. Косвенно это подтвердили в партии "Самопомич", представители которой прошли в новый парламент. Одна из лидеров партии, Оксана Сироид, сообщила о промежуточных итогах коалиционных торгов. "Что касается децентрализации, согласована децентрализация полномочий местным громадам – децентрализация финансов, которые должны поступить на осуществление полномочий, согласовано децентрализации полноценных громад. Готовы принципы, по которым должны формироваться полноценные громады, согласованы принципы региональной политики, то есть идет речь о распределении полномочий между органами госвласти на местах и органами местного самоуправления, для того чтобы избежать дублирования на уровне районов и областей", – рассказала она.

Спасти можно, но сложно 

Спектр мнений украинских политических экспертов о децентрализации в стране расходятся: от "давно пора" до "уже поздно". Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что шансы сохранить страну еще есть, но политики катастрофически опаздывают. "Сейчас мы находимся между распадом и глубоким переформатированием страны. О глубокой централизации можно было говорить полгода, и даже месяц назад. Сегодня уже поздно: мы имеем новую географическую географически-электоральную реальность в стране", – уверен эксперт.

Схожих взглядов придерживается директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Он считает, что перебирать варианты времени нет, нужны решительные действия украинских властей. "Мы проехали период, когда можно говорить об идеальной децентрализации. Первым делом нужно прекратить убийства людей на Востоке. Для этого нужно, чтобы киевская власть выступила с предложением о максимальной автономии этого края. Говорить о федеральной земле бессмысленно. Не нужно ничего называть, а нужно договориться о том, что регион останется в составе Украины и сможет влиять на решение ряда внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов. Единственная возможность сохранить территорию – любая автономия с суперправами", – сказал политолог. Оптимистичнее смотрит на проблему директор Фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко. По его мнению, объединить регионы страны поможет новая Конституция, которую должен в ближайшее время принять новый парламент.

"Новый парламент должен принять такую Конституцию, которая устроила бы и Восток, и Запад, дала бы видение свободного развития экономической инициативы того или иного региона, права регионов на децентрализацию своей экономической системы в рамках единой Украины, право на собственную гуманитарную политику…Такой подход смог бы объединить регионы, которые находятся вне влияния официального Киева", – отметил эксперт. 

P.S. Также эксперты отмечают, что большинство позиций из законов по децентрализации власти, предлагаемых ныне официальным Киевом, во многом повторяют аналогичные предложения предшественников – Виктора Януковича и Николая Азарова. То есть, чтобы понять необходимость рассредоточения власти по стране, нужен был "минусКрым", война на Донбассе и жесточайший экономический кризис… 

P.P.S. Один известный украинец, знаток политической кухни страны, в конце прошлой недели сетовал: "Вот я дурак! Мне предлагали купить землю в Закарпатье, а я отказался. Сейчас, гляди, еще пару лет, и туда самая настоящая Европа может прийти: отойдут территории, например, к Венгрии…".

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram . Будьте в курсе последних новостей.
Уважаемые читатели, просим вас быть корректными в комментариях. Пользователи, которые будут оставлять комментарии оскорбительного характера, либо комментарии, разжигающие вражду на религиозной, расовой, национальной или другой почве, а также публично призывающие к сепаратизму, будут забанены.
Социальные комментарии Cackle
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
КАРТИНА ДНЯ
Все новости »
Загрузка...
Загрузка...
Диалог.UAв Google+
Загрузка...