11 ноября 2014, 14:18

Российские экономисты: при цене нефти в 80 долларов "жировать" и покупать спортивные клубы больше нельзя

Известный экономист Леонид Григорьев рассказал об экономической ситуации в России: необходимо инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а не приобретать новую форму для спортсменов и устраивать дорогие банкеты.

Российские экономисты: при цене нефти в 80 долларов "жировать" и покупать спортивные клубы больше нельзя

В Тюмень по приглашению губернатора Владимира Якушева прибыл известный экономист, замминистра правительства Гайдара, профессор Высшей школы экономики Леонид Григорьев. В рамках серии «Губернаторские чтения» он выступил с лекцией о ресурсах роста российской экономики в условиях меняющегося мира. Несмотря на собственную ремарку о том, что является в большей степени экспертом по мировой, чем по российской экономике, эксперт все же довольно подробно обрисовал нынешнюю ситуацию в стране, а также сделал несколько прогнозов.

«Мой взгляд на российскую экономику – это взгляд аналитика, – сразу предупредил лектор. – Я не принимаю решений и спрашивать с меня не надо». При этом профессор сознался, что участвовал в разработке почти всех экономических программ современной России – от знаменитой «500 дней» до последней концепции развития энергетической отрасли до 2020 года. «Разве что к «грефовской» программе я отношения не имел», – отметил господин Григорьев.

По словам Леонида Марковича, сейчас группа ученых под его руководством пытается создать концепцию долгосрочного развития энергетики до 2050 года. Делать это сложно: в стране официально нет общей стратегии развития на столь длительный срок. «У нас нет документа, в котором было бы прописано, какой хочет видеть себя Россия к этому времени, поэтому нам не от чего отталкиваться, кроме собственных представлений на этот счет. Если мы хотим не только экспортировать сырье, то что именно мы хотим с ним делать? На этот вопрос ответа нет».

Григорьев в общих чертах обрисовал сложившуюся сейчас ситуацию с ценами на нефть, которые волнуют всю страну и особенно – «тюменскую матрешку», как основного добытчика углеводородов. В 2001-2008 годах мир стремительно развивался, этот период экономист назвал самым крупным подъемом экономики во всей мировой истории. «Этот процесс захватил весь мир, и он вызвал колоссальный рост цен на сырье, в том числе, на энергетику, – объяснил профессор. – В 2003 году наш бюджет балансировался из расчета 22-23 долларов за баррель, сейчас – 90-100 долларов. Все подсели на эти деньги, поэтому кризис 2008-2009 годов был большой неожиданностью. Он пришел из финансовой сферы и спровоцировал первое падение ВВП в мире после второй мировой войны. ВВП России, например, грохнулся на 9%. Шесть лет после мирового застоя сделали всех очень нервными. Цена на нефть падает оттого, что начали работать огромные ресурсы энергосбережения. Любой студент вам скажет: как только товар дорожает, начинается экономия издержек. И этот процесс энергосбережения сбивает цены на нефть».

В своих прогнозах дальнейшего развития ситуации на рынке нефти эксперт придерживается широко известной благодаря заявлениям президента Владимира Путина позиции. «Нижняя граница падения цены – 80 долларов за баррель, – считает Григорьев. – Нас в этом убеждают два обстоятельства. Во-первых – высокая стоимость добычи на новых месторождениях, например, в Арктике. Во-вторых – бюджет Саудовской Аравии. Страны ОПЕК балансируют бюджеты исходя из 90 долларов за баррель. Так что, мы считаем, цена может упасть и ниже 80 долларов за баррель, но это будет продолжаться недолго». Лектор отметил, что цены выше 100 долларов за баррель были во многом «политическими» – то есть обусловленными не только объективным соотношением спроса и предложения, но и внешним давлением на рынок.

По словам Григорьева, несмотря на 2,5% мирового населения и 2,5% мирового ВВП, Россия по-прежнему обладает 10% всей мировой энергии. «Этого хватит на обслуживание двух Германий, это невероятные объемы, – подчеркнул экономист. – Эта структура была создана при СССР на весь соцлагерь, а после 1991 года она стала коммерческим ресурсом. Поэтому 4,5% мировой первичной энергии мы немедленно экспортируем. 1% мы перерабатываем и экспортируем в виде товаров, например, химической промышленности. Но это полуфабрикаты».

А для того, чтобы перевести экономику с продажи сырья на производство продукции, нужна модернизация, с которой страна сильно опаздывает. «Это ясно показывает эффект от санкций Запада, – обозначил Григорьев. – Существуют, конечно, теории заговора [против России], но рынок сильнее любого заговора. Это то же самое, что устроить заговор против закона всемирного тяготения». Причины опоздания, по словам профессора, нужно искать еще в процессах, происходивших в 90-е годы прошлого века. «Российская экономика столкнулась с рядом проблем после выхода из советской экономики, – объяснил он. – РФ после распада СССР досталась большая часть территории, но всего 50% населения. При этом институты, исследовательские университеты, – все нам удалось сохранить. С мозгами у нас хорошо. И наш основной ресурс – это мы сами. Мы в состоянии гораздо лучше контролировать энергетическую, налоговую политику. Это трудно, но это нужно делать».

Главной проблемой, тормозящей научно-технический прогресс, господин Григорьев видит нежелание 40 главных концернов страны, отвечающих за 50% экономики, инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. «Мы импортируем оборудование, вывозим из страны капиталы, а могли бы их инвестировать во внутренние продукты, – отметил лектор. – На оборудование, технику и НИОКР мы тратим очень мало, гораздо меньше западных частных компаний. Нашим, к примеру, было проще бы нанять Schlumberger, чем строить подобную компанию заново. В дальнейшем в собственное производство технологий уйти будет невероятно сложно. Легко профинансировать спортклуб или чем там занимаются корпорации – стройкой офисных зданий и пиаром? Не нужно жировать, нужно быть суше и больше вкладывать в НИОКР. Порой сидишь на очередном банкете и с грустью думаешь: “Ну вот, я только что съел очередной станок”. При цене нефти в 80 долларов за баррель надо думать об экономии издержек, а не о новой форме для футбольного клуба».

Последние новости