24 октября 2014, 22:15

СМИ: на Солнце появилось пятно, которое в 10 раз превышает размеры Земли

На солнце зафиксировано крупнейшее за последние шесть лет пятно.

СМИ: на Солнце появилось пятно, которое в 10 раз превышает размеры Земли

Космическая обсерватория Solar Dynamic Observatory (SDO) заметила на Солнце гигантское темное пятно, крупнейшее за текущий солнечный цикл. По словам астрономов, которые приводит издание Nature World News, пятно в 10 раз превышает размер Земли и потому может быть заметно даже невооруженным глазом.

Однако нынешнее гигантское пятно не является крупнейшим за историю наблюдений. Так, в 1947 году на Солнце появилось пятно, в три раза большее нынешнего. А это пятно, которому дали название AR 12192, является крупнейшим с 2008 года или, по некоторым данным, с 1990 года. По мнению ученых, солнечные пятна — области поверхности Солнца, разрушенные действием сильных магнитных полей, где температура значительно ниже окружающих областей, и потому они кажутся темнее.

Как сообщал Dialog.ua ранее, 24 августа эксперты NASA зафиксировали на Солнце сразу девять вспышек класса С и выше.

По их информации, самая мощная из них - М5.9 - началась в 17:00 по киевскому времени и продолжалась 24 минуты.

Как сообщает news.ru, отчет о наблюдениях опубликован на сайте проекта ТЕСИС лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института РАН. Фотография солнечных вспышек, сделанная с помощью приборов Обсерватории солнечной динамики, также появилась и на сайте NASA.

Из опубликованных данных следует, что в начале недели солнечная активность не снизилась. В понедельник, 25 августа, зафиксировано еще пять вспышек, в том числе две - класса М, к которому относятся вспышки средней степени мощности. Во вторник, 26 августа, на Солнце произошла одна мощная вспышка класса М и три слабых класса С.

Ученые предполагают, что Солнце преодолело максимум активной фазы своего 11-летнего цикла. Как пишет «Московский комсомолец» со ссылкой на Институт земного магнетизма и распространения радиоволн РАН, степень активности цикла зависит от количества пятен, возникающих на светиле в тот или иной период. Нынешний цикл, который начался в 2009 году, оказался ниже среднего. В нем насчитали около 70 пятен, тогда как в предыдущем цикле их было 130.

«Учитывая, что самые экстремальные вспышки на Солнце, приводящие к техногенным катастрофам на Земле, случались именно во время подобных слабых циклов, ученые не исключают вероятности появления таких и в наступающем пятилетнем периоде. Ситуация усугубляется тем, что пятен становится все меньше, но они могут вызвать вспышки мегакласса», - пишет издание.