18 октября 2014, 14:17

Возможен ли майдан или «русская весна» в Белоруссии

Совсем недавно, 9 октября, в Минске во время квалификационного матча Евро-2016 по футболу между сборными Украины и Белоруссии, часть белорусских болельщиков поддержали антироссийские и антипутинские кричалки украинцев.

Возможен ли майдан или «русская весна» в Белоруссии

После поединка отдельные граждане, как Белоруссии, так и Украины были арестованы. А уже 10 октября организация «Русское национальное единство» на своих страничках в социальных сетях стала размещать призывы к сторонникам, создавать «народные республики» на территории Белоруссии. После этих событий на различных интернет форумах начались обсуждения на тему, какие потрясения могут ждать Белоруссию: собственный майдан или «Русская весна»?

«Майдан»

Для начала нужно определиться с сущностью таких явлений как «Майдан» и «Русская весна». Майдан – это массовые акции протеста против действующей власти, носящие яркий прозападный характер и поддерживаемые США и странами ЕС.

В Украине уже были майданы двух видов. В 2004 году был «оранжевый» майдан, который можно назвать «бархатной революцией». В своей книге «Выборы и вилы» ныне покойный политик Евгений Кушнарев так охарактеризовал это политическое явление: «Строго говоря, абсолютно все так называемые «бархатные» революции на самом деле реализовывались с грубыми нарушениями действующего национального законодательства. На то они и революции. Их «бархатность» заключалась в том, что в ходе захвата власти удавалось избежать массового насилия, жертв и грабежей».

«Евромайдан» был совсем другим, там «бархатностью» и не пахло. Захват власти сопровождался убийствами, грабежами, издевательство над людьми.

Так какой вид майдана может быть в Белоруссии, если там начнутся массовые акции протеста?

Учитывая характер Лукашенко, и что он никогда не был склонен к либерализму, то в «бархатность» потенциального минского майдана не очень верится. А о методах политической борьбы Александра Григорьевича говорит следующий исторический факт. В 1995 году у Лукашенко возник конфликт с парламентом, и Президент Белоруссии предложил депутатам самим распустить законодательный орган. Девятнадцать народных избранников в ответ объявили голодовку и отказались выходить из здания парламента. Что бы сделал либерально настроенный президент страны? Начал бы переговоры, возможно, пошел бы на некоторые уступки. А в Белоруссии 1995 года в милицию пришло сообщение, что помещение парламента заминировано. И ОМОН силой вывел протестующих депутатов из здания. При этом некоторые народные избранники жаловались, что их избили.

После бегства Януковича, Лукашенко заявил, что он бы так никогда не поступил, а взял ружье и воевал бы. Еще одним важным фактором для «майдана» является наличие могущественных олигархов, которые бы своими денежными и медийными ресурсами могли поддержать революцию. И в 2004 и в 2014 году, без помощи крупных бизнесменов, революции на Украине не состоялись бы. В Белоруссии олигархов в нашем понимании просто нет… В Белоруссии бесспорно есть богатые люди: сегодня на улицах Минска часто можно встретить «Феррари» и «Бентли». А имена крупных бизнесменов: Владимира Пефтиева, Юрия Чижа и Александра Шакутина известны всей Белоруссии.

По информации некоторых СМИ Пефтиев особенно близок к президенту. Хотя сам глава государства сказал, что виделся с ним всего пару раз. Но, какие бы не были отношения у Лукашенко с бизнесменами ясно одно, они занимают свое положение пока это угодно ему. В чем суть олигархии? Олигархия - это власть немногих, если переводить дословно с древнегреческого. В реалиях СНГ это понятие означает наличие в государстве крупных бизнесменов (от нескольких человек до нескольких десятков), которые реально сосредоточили всю политическую власть в своих руках. И все политические процессы, проходящие в стране, или напрямую или косвенно, управляются ими.

В Белоруссии, конечно, такого нет. В государстве один хозяин и никакой бизнесмен не может управлять важными процессами, хотя конечно отрицать, что люди из окружения президента могут на них влиять, нельзя. Но как уже говорилось выше, в Белоруссии любой успешный бизнесмен остается таким пока этого хочет президент. А это означает, что сомнительно, что крупные бизнесмены Белоруссии смогут оказать существенную поддержку протестам, пока Лукашенко не ослабит хватку.

Еще один важнейший нюанс: «оранжевая революция» и «евромайдан» оказались успешными проектами потому, что и Кучма и Янукович «прогнулись» перед Западом. У обоих были ресурсы, чтобы подавить революции особенно на начальном этапе, но оба очень боялись за деньги и собственность своих родственников и приближенных в ЕС и США. В результате протестующие победили. Нюанс же в том, что у Белоруссии давно отношения с Западом испорчены и поэтому люди близкие к Лукашенко не будут хранить там деньги, а значит, в случае чего и напугать Лукашенко будет нечем.

И все же исключать возможность, что в Белоруссии может начаться свой «майдан», нельзя. К примеру, если в стране начнутся экономические неурядицы, вызванные сложной экономической ситуацией в РФ. Москва всегда оказывала Белоруссии значительную поддержку, а теперь, возможно, России придется еще раскошелиться и на восстановление Донбасса. Кроме того, в Белоруссии немало прозападно настроенных людей, особенно среди предпринимателей, студентов и интеллигенции. Интеллигенция - вообще разговор особый, в ее среде всегда было много националистов, которые даже называли белорусов не белорусами а литваками, подчеркивая близость именно с Литвой. Так, что все может быть.

«Русская весна»

Что собой представляет явление «Русская весна»? Это целый ряд протестов в городах юго-востока Украины против правового беспредела, угнетения русского языка, переписывания истории Второй мировой войны. В результате «Русской весны» произошло включение Крыма в Россию и война на Донбассе. «Русская весна» стала ответом части жителей юго-востока на победу Евромайдана и бесчинства праворадикалов, которое началось после этого. Непосредственным катализатором к протестам стало решение Верховной Рады об отмене закона Кивалова-Колеснеченко который позволял давать языкам национальных меньшинств статус регионального.

Есть ли сейчас предпосылки для чего-то похожего в Белоруссии? Однозначно нет. Русский язык является вторым государственным в республике и, по сути, доминирует во всех сферах жизни. Националисты выкинуты из реальной политики. А трактовка истории по многим параметрам согласуется с российской историей.

С другой стороны, возможно, что при определенных политических событиях, концепция «Русской весны» может стать геополитическим оружием РФ. Так же как и проект «Арабской весны», который долгое время эксплуатировали США в своих целях. Но в таком случае, быстрее всего эффект «Русской весны» на себе испытают Эстония и Латвия. Хотя нельзя исключать, что если Лукашенко начнет вести свою собственную геополитическую игру, которая очень не понравится Кремлю, могут устранить и его при помощи массовых протестов.

Максим Андреев 

Последние новости