10 сентября 2014, 00:21

Украина может пустить США и ЕС к своему газу

В среду 10 сентября в Украине вступает в силу закон о реформировании газотранспортной системы.

Украина может пустить США и ЕС к своему газу

Это в свою очередь открывает иностранцам возможность войти в капитал одного из самых привлекательных производственных активов страны. Соответвствующий закон опубликован в официальном издании Верховной Рады «Голос Украины». Отметим, такое реформирование подразумевает, что ГТС и подземные хранилища газа (ПХГ) остаются в госсобственности, однако отныне их можно передавать в управление специально созданным компаниям. Об этом сообщает RT на русском.

В этих управляющих компаниях украинское государство получит контрольный пакет, а остальные акции могут приобрести другие инвесторы, контролируемые резидентами из США, ЕС или Европейского энергетического сообщества.

Для российских компаний такая возможность не предусмотрена. В целом Украина планирует к 1 января 2015 года создать два совместных предприятия - операторов ГТС и ПХГ в рамках реформы газового рынка.

Согласно планам реформы, 49 процентов в СП будут принадлежать международному партнеру и 51 процент - ПАТ "Укртрансгаз". В презентации "Нафтогаза", подготовленной для иностранных инвесторов, особо отмечалось, что выбор международных партнеров подвергнется "жесткому контролю" - "Газпром"GAZP +0,01% не пройдет".

А глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявлял, что продажа газотранспортной системы Украины "Газпрому" неприемлема.

"Это неприемлемый вариант для прекращения конфликта", - сказал Коболев, имея в виду невозможность договориться с "Газпромом" о ценах и поставках газа.

В свою очередь, глава "Газпрома" Алексей Миллер также признал, что у газового холдинга нет никакого интереса к участию в ГТС Украины.

"Поезд ушел, и, похоже, уже вчера. Она никому не принадлежит, хозяина у ГТС нет. ГТС Украины не принадлежит "Нафтогазу", а принадлежит украинскому правительству. Прежде чем с кем-либо что-то обсуждать по модернизации, по сотрудничеству, она /ГТС/ должна появиться на балансе того или иного хозяйствующего субъекта. Сначала имущественно-правовые вопросы должны быть решены", - сказал Миллер.

Глава "Газпрома" также отметил, что необходимо сначала "изменить с десяток украинских законов, чтобы что-то делать с ГТС". Он подчеркнул, что стоимость ГТС Украины "очень невелика".

Эксперт киевского Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко отметил в интервью ИТАР-ТАСС, что Украине реформирование ГТС никаких экономических преимуществ не даст, однако принесет сплошные убытки потребителям, так как концессионеры обязательно будут повышать стоимость транзита, который сейчас самый дешевый в Европе.

"Возможно, это даст политические преимущества, так как после реформирования управления о транзите через ГТС "Газпрому" придется договариваться не с "Нафтогазом", а с новым корпоративным управляющим, причем, скорее всего, не украинским. Таким образом снимутся претензии к украинской стороне по несанкционированному отбору газа или любым другим сомнительным действиям", - считает он.

По мнению эксперта, риск для российской стороны от решения киевских властей заключается главным образом в повышении цены за транзит.

"Риск для России только один - увеличение транзитных ставок. Что касается бесперебойности поставок, скорее всего, они как раз улучшатся в силу наличия стороннего управления, причем, вероятнее всего, с европейской пропиской. Ведь без российского газа украинская ГТС не нужна ни одному потенциальному концессионеру и годится разве что на металлолом", - считает Гаврилечко.

Пропускная способность газотранспортной системы Украины, которой управляет ДК "Укртрансгаз", на входе составляет 288 млрд кубометров, на выходе - 178,5 млрд кубометров, в том числе в страны Европы - 142,5 млрд кубометров, Молдавию - 3,5 млрд кубометров.

ГТС состоит из 72 компрессорных станций, 110 цехов и 1451 газораспределительной станции. Общая протяженность газопроводов, которые эксплуатирует компания, составляет 38,6 тысячи км, в том числе магистральных газопроводов - 22,2 тысячи км, газопроводов-отводов - 16,4 тысячи км.

Последние новости