3 декабря 2015, 15:48

"Я не хочу жить в "совке": почему переселенцы не возвращаются в родной Донецк

Ведущие психологи перечислили основные причины, по которым дончане не планируют на родную территорию. Многие уже "вросли" в новую жизнь, а психологи говорят, что переселенцы прошли свою "точку невозврата".

"Я не хочу жить в "совке": почему переселенцы не возвращаются в родной Донецк

Несмотря на бравые заявления руководителей так называемой "ДНР" о том, что в Донецк возвращаются переселенцы и город оживает, эти слова далеки от реальности. Действительно, какая-то часть уехавших в прошлом году дончан, приехала домой, но вовсе не потому, что столица региона расцвела и жить в ней стало комфортно и прекрасно. Просто не получилось устроить жизнь на подконтрольных территориях, самые распространенные причины – отсутствие работы и жилья. В Донецке с работой так же трудно, но есть родные стены. Однако многие из вынужденных переселенцев уже не собираются возвращаться в Донецк. Сегодня.ua узнавала, почему.

"Пишут "Я патриот Донецка!" – и не платят городу за воду"

"Мы уехали в Тернополь летом прошлого года. Уезжали буквально под звуками взрывов, бросив квартиру в Киевском районе. В Тернополе у нас родственники, которые позвонили тогда и сказали: "У вас творится что-то страшное, приезжайте немедленно!" Конечно, мы боялись, что нас "встретят" в городе так, что жить не захочется. Понимали, что у людей может быть обида на дончан, за то, что их парни погибают на Донбассе. Но нашей вины в этом нет, мы не звали в Донецк непрошенных гостей, не бегали на референдум, жили и работали, – рассказал Сегодня.ua бывший дончанин Олег Серебрянский. – Но к нам в Тернополе изначально было отношение очень теплое, все нас как-то жалели. Мы сняли квартиру за 2,5 тысячи гривен плюс коммуналка. Работа у меня есть, я веб-дизайнер, жена сейчас в декрете. Возвращаться? Пока нет, но возможно, в будущем и вернемся. Когда война закончится".

"Мне надо было оставаться у себя дома в Донецке, в квартире дома на обстреливаемом с разных сторон Админпоселке и героически погибнуть от осколка?"

Другие уехавшие из Донецка жители говорят о том, что уже "вросли" в новую жизнь и не собираются снова менять ее. Уже обжиты квартиры, дети ходят в школы и детсады, на новой работе хорошая зарплата и приветливые коллеги.

"Знаете, можно каждый день выкладывать в интернет фото Донецка, писать под ними "Я патриот своего города" – и при этом, к примеру, иметь многотысячный долг за воду или свет перед городскими коммунальными службами, – отметил бывший дончанин Дмитрий Журов. – Не уезжать из города только потому, что в нем прекрасные бульвары и очаровательные ночные виды? Это не про меня. Я жил и работал в Донецке, любил гулять по Набережной, но когда началась вся эта заваруха полтора года назад – уехал в Киев. Здесь не менее красивые пейзажи. Или мне надо было оставаться у себя дома в Донецке, в квартире дома на обстреливаемом с разных сторон Админпоселке и героически погибнуть от осколка?"

Не собирается возвращаться в Донецк и молодая семья переселенцев, ныне живущая в Ивано-Франковске. Андрей и Елена Левицкие чудом спаслись от обстрела поселка шахты "Октябрьский рудник", после чего уехали, как говорится, не оглядываясь.

"Жена была на шестом месяце беременности. После того как мы ночь провели в коридоре, в пять утра, когда стих бой, огородами пробрались на железнодорожный вокзал. Вещей у нас было две небольшие сумки. Родители потом уже досылали нам через автоперевозчиков необходимые вещи, – поделился Андрей. – Приехали в Ивано-Франковск, где нас ждали друзья. Сняли квартиру. Каждый день созванивались с родными в Донецке, узнавали ситуацию. После того как стало ясно, что "русский мир" там надолго, мы приняли решение не возвращаться, сняли деньги с депозита и купили квартиру. Тут же, в Ивано-Франковске, родилась наша дочка Ульяна. В Донецке у нас полуразрушенная квартира и никаких перспектив. Есть ли смысл нам туда возвращаться?"

Увидеть Донецк в переулках Запорожья

Мужчины крепятся, а донецкие женщины тяжело переживают разлуку с родным городом. "Снится до сих пор, – призналась нам переселенка из Киева Алена Коваленко. – Как будто я летаю высоко над городом и все пытаюсь глазами найти свой дом. Часто просыпаюсь в слезах. Слежу за новостями из Донецка, и понимаю, что мой город умирает и я ничего не могу поделать. Надо жить ради детей, и если это будет в другом городе, не в Донецке – значит, да будет так".

Переселенцы признаются, что в первые дни после своего вынужденного отъезда не могли найти себе места. В душах царило чувство потери, безысходности, отчаяния и даже тот факт, что семья спасена от войны и жизни ничего не угрожает, не мог успокоить людей.

"Для меня самым страшным стал момент, когда, идя по Запорожью, я вдруг оказалась в переулке, который точь-в-точь был похож на один из многочисленных донецких переулочков. Сразу пришло четкое понимание, что я сошла с ума, ведь и дома были такие же, окна, дорожка асфальтовая разбитая… Я села прямо на землю и разрыдалась. Очень нескоро я поняла, что это типичный переулок с типичными домами и дорожками, которые есть и в Запорожье, и в Донецке, и в Киеве, и во Львове, и что они все похожи как две капли воды. После такого потрясения мне пришлось обратиться к психологу, который объяснил, что это последствия психотравмы, а я приняла решение начать новую жизнь в новом городе", – поделилась своей историей бывшая дончанка Юлия Зотова.

В чем виноваты переселенцы?

Интересно, что сами дончане, в большинстве своем, поддерживают переселенцев, понимая, что уехавшие спасали себя и свои жизни. Однако есть и те, кто считает переселенцев предателями и заявляет о том, что не будет рад их возвращению. "Я знаю, что мои родственники считают меня предателем, они часто звонят и рассказывают мне новости о том, как им прекрасно жить. А то, что есть им скоро будет нечего – так это временные проблемы. Зато в Украине… и начинается описание ужасов. Сказали, чтобы не возвращался, иначе сразу же они вызовут т.н. "МГБ" и меня заберут как диверсанта. Я, в общем-то, и не собирался возвращаться, просто лишний раз убедился, что с этими людьми у меня нет ничего общего. Я не хочу жить в "совке", слушать Кобзона и молиться на портрет Захарченко", – говорит студент "КПИ" Сергей Шалай.

К слову, сам главарь боевиков дал понять, что к вернувшимся переселенцам отношение у дончан должно быть самое бдительное. В чем конкретно виноваты люди, вывозившие детей из-под обстрелов, Захарченко не уточнил. Впрочем, не сообщил он и о тех боевиках, кто уехал вместе со своими семьями – будут ли они "искупать" или им лучше вообще не возвращаться?

"Не хочу, чтобы героями становились бандиты с пропитыми лицами"

"Вот именно этот идиотизм, царящий в Донецке, не дает нам вернуться. Город отброшен на сто лет назад. Оставшиеся в нем люди могут жить по своему усмотрению, мы будем жить по-своему, – говорит нынешняя жительница Кировограда Ася Калиниченко. – Я не хочу возвращаться в город стариков. Не хочу постоянно ходить и оглядываться. Я гражданка своей страны и не хочу это скрывать. Не хочу, чтобы мои родители жили во вранье, получая две пенсии и гуманитарку. Не хочу, чтобы героями становились бандиты с пропитыми лицами. Да, я живу на съемной квартире и у меня пока нет работы. Но я найду, как заработать на хлеб, но в Донецк не вернусь. Даже после его освобождения (а это будет обязательно!). Потому что люди там останутся все те же – злые, угрюмые, страшные… Не все конечно, но, как говорится, одна капля дегтя портит всю бочку меда. Мои оставшиеся друзья, с которыми мы созваниваемся и переписываемся, меня понимают".

"Мы приедем в Донецк… С обратным билетом"

Полтора года прошло с того момента, как дончане начали массово покидать свои дома, над которыми разрывались снаряды. "Когда мы уехали, наверное, с полгода не распаковывали полностью чемоданы – готовились уехать домой сразу же, как только все закончится. Верили в то, что война не затянется, Донецк освободят… Но прошло полгода, ситуация не изменилась, мы обнаружили, что обзавелись друзьями, любимым местечками для отдыха, перезнакомились с соседями, наш сын встречается с местной девушкой и вроде бы все у них серьезно. Смысла куда-то ехать опять я уже не вижу, – рассказала нам свою историю Светлана Малая. – Мы умудрились даже продать свою квартиру в Донецке и даже не совсем за копейки. Часть отложили на свадьбу сыну, часть пойдет на первый взнос за кредит на квартиру".

Постепенно дончане прощаются со своим родным городом. Многие говорят ему не "прощай", а "до свидания!" "Однажды я обнаружила, что писк домофона на подъездной двери нашего дома по-прежнему точно такой же, как и в Донецке, но у меня уже не замирает сердце и к глазам не подступают слезы, – говорит нынешняя жительница Киева родом из Донецка Анна Хрипункова. – И я поняла, что мы остаемся здесь, мы вросли уже в эту жизнь. Здесь наша с мужем работа, здесь растет наш ребенок. Но в Донецк я обязательно приеду! После освобождения там будет много работы, и я приеду помогать восстанавливать город. Хотя в кармане у меня будет лежать обратный билет".

"Если бы конфликт на Донбассе закончился в прошлом году – вернулись бы как минимум больше половины переселенцев"

Психолог Вероника Савчук пояснила, что переселенцы прошли свою "точку невозврата" и вернуться домой в Донецк им будет очень сложно. "За год люди буквально вросли в новую жизнь и не будут ее менять. Они уже знают, насколько это трудно, страшно и больно – менять жизнь, грубо говоря, за одну ночь и бежать в неизвестность. Если бы конфликт на Донбассе закончился в прошлом году – вернулись бы как минимум больше половины переселенцев. Они же на чемоданах жили несколько месяцев, ждали… И вот, когда они прошли ад регистраций и перерегистраций, когда только-только наладили дружеские и соседские связи, кто-то даже купил квартиру, машину или поступил учиться – им предлагают вернуться. Опять бросить все, вернуться в непонятный и уже чужой им город, заново привыкать, узнавать, бороться. Нет, не все на это пойдут, хотя решение принимает каждый человек исходя из своих обстоятельств".

Последние новости