28 ноября 2015, 15:03

Битва за Мариуполь

Корреспондент Газеты.ру из Мариуполя рассуждает, почему выборы на востоке Украины стали всеукраинской темой.

Битва за Мариуполь

На Украине будет поставлена точка в истории про местные выборы. Голосование 29 ноября в Мариуполе, самом крупном контролируемом украинскими властями городе на востоке страны, сдвинет легенду о выборах в сторону или реванша «Оппозиционного блока», или его поражения. Так эта история выглядела из Киева до выборов. Сейчас, после конфликтных кампаний в Одессе, Днепропетровске, Николаеве, Запорожье и Кривом Роге, голосование в Мариуполе стало всеукраинской темой.

В Кривом Роге массовые митинги идут до сих пор, две парламентские партии отказались от своих городских организаций как от «предателей», а третья, «Самопомощь», требует от президента перевыборов в городе с новым составом территориальной избирательной комиссией. При этом один успешный штурм здания городского совета уже состоялся и, если избрание мэром Вилкула-старшего (выборы выиграл отец Юрия Вилкула, народного депутата, вице-премьера теневого правительства Украины и одного из главных лиц «Оппозиционного блока» - прим. «Газеты.Ru») не отменят, народные депутаты от «Самопомощи» публично обещают устроить в городе «прямое народовластие».

Мариуполь очень похож на Кривой Рог — давними традициями лидерства «Партии Регионов» в городе, количеством избирателей, структурой промышленности и наличием двух явных лидеров избирательной гонки.

В чем отличие? В прифронтовом статусе, добровольческих батальонах в городе и критической концентрации понюхавших пороха волонтеров и общественных активистов.

Ну и, разумеется, крепкой организацией «Оппозиционного блока», опирающейся на местные металлургические комбинаты. Здесь каша может завариться покруче, чем где бы то ни было.

Срыв выборов или неприятие их результатов одной из сторон избирательного процесса объективно работает против Петра Порошенко, поскольку вкупе с Кривым Рогом может привести к распаду коалиции и новым досрочным парламентским выборам. Буквально две недели назад в Киеве финансист Джордж Сорос на 25-летии Фонда «Возрождение» выступил с совсем не праздничной речью о том, что Украина не может позволить себе любую национальную избирательную компанию, потому что страна, очевидно, ее не перенесет. Четырехстраничную речь Сороса раздали каждому на выходе из мероприятия. Ее посыл был прост – страна должна быстро получить новые деньги от МВФ, Фонд не дает денег в момент выборных кампаний, а парламентская затянется минимум на три месяца. Вывод — все очень хрупко, Порошенко должен сотрудничать с Яценюком во чтобы то ни стало, и все вместе не должны раскачивать лодку.

В этой ситуации в Мариуполь съезжаются все – освободившиеся политтехнологи и активисты, народные депутаты и журналисты, профессиональные бригады наблюдателей планируют надежно «закрыть» все участки. Выступил и начальник полиции Донецкой области генерал Вячеслав Аброськин: «Для охраны помещений избирательных участков в Мариуполе будут задействованы 442 сотрудника полиции. Всего охрану общественного порядка в городе будут осуществлять 961 полицейский. В резерве, на случай внештатных ситуаций, находятся подразделения Национальной Гвардии Украины. Важное предупреждение: с завтрашнего дня будет усилен контроль на блокпостах. Особенно тщательные проверки транспортных средств и граждан будет производиться на пунктах въезда-выезда в Мариуполь и Красноармейск.»

В Мариуполе сейчас шумно и скандально. Выборы в городе не состоялись, потому что территориальная избирательная комиссия сначала отказалась принимать бюллетени из типографии, а потом не стала передавать эти бюллетени в день выборов на избирательные участки. Голосования не случилось, и если бы их признали несостоявшимися, то надо было бы объявлять новую кампанию с новыми кандидатами и новым бюджетом, речь шла примерно о январе 2016-го. ЦИК и Верховная рада нашли соломоново решение: приняли специальный закон, где признается, что выборный процесс вроде как был, а вот самого голосования не случилось. Очередные выборы депутатов городских советов и мэра Мариуполя пройдут 29 ноября.

Бомба взорвалась

ЦИК вдруг издал постановление, которым запретил политическую агитацию в Мариуполе за 10 дней до выборов! Почему? Ну, выборный процесс же был, теперь только голосование...

После дикого скандала Мариупольская ТИК 12 голосами против 6 приняла обращение на четырех листах в ЦИК с просьбой разъяснить свое решение и требованием его отменить.

Дело в том, что кандидата на выборах мэра от «Оппозиционного блока» в городе формально нет. Начальник отдела кадров комбината «Азовсталь», молодой Вадим Бойченко, идет в мэры как самовыдвиженец, а «Оппозиционный блок» в городской совет идет вроде как сам по себе. Но в городе Бойченко воспринимают как кандидата от «Метинвеста» Рината Ахметова. А этому человеку здесь принадлежат не только типография и главная городская газета, но и все телеканалы, радио и прочие ресурсы.

Тут прямой агитации не надо — и так из каждого телевизора про добрые дела только и говорят.

Это во-первых. А во-вторых, город бурлит из-за комбинатов.

Перемирие в Донбассе фактически сорвано

Донбасс снова сползает в войну

Донбасс находится на грани возобновления боевых действий, сообщает главное управление разведки Украины в своей сводке во вторник. Про усиление... →

Всем инженерам и руководителям предложено абсолютно добровольно выбрать снижение рабочего дня на полтора часа или четырехдневную рабочую неделю, и также совершенно добровольно написать об этом заявление. Все написали, выбор-то простой.

Совершенно российская история

В Мариуполе за последние семь лет выстроилась совершенно российская история про моногород.

Когда-то здесь было мощное Мариупольское морское пароходство, порт, огромный завод «Азовмаш», клепавший железнодорожные цистерны и корпуса бронетранспортеров для всего бывшего Союза, и два конкурирующих между собой металлургических гиганта — «Азовсталь» и комбинат имени Ильича. Пароходство сгинуло в девяностые, «Азовмаш» не перенес смены владельцев и постройки аналогичного завода в России.

Стена здания сгоревшего во время «Русской весны» Мариупольского городского совета... Дмитрий Дурнев

Стена здания сгоревшего во время «Русской весны» Мариупольского городского совета. Теперь оно годится исключительно для граффити, призывающего людей прийти на выборы. Граффити нанесено еще до несостоявшихся выборов 25 октября. Срок начала ремонта здания горсовета до сих пор не определен

После кризиса 2008 года владелец и директор комбината имени Ильича Владимир Семенович Бойко вынужден был продать свое детище Ринату Ахметову. И два конкурента за специалистов и благосклонность горожан вдруг оказались в одной структуре «Метинвеста».

Бойко был легендарным директором с социалистическими взглядами на жизнь. На его комбинате и вокруг него в последнее время работали 77 тысяч человек. Под комбинатом было все — от сети аптек «Ильичфарм» и всех окрестных совхозов и колхозов, превратившихся в «аграрные цеха» металлургического завода, до детских садов и футбольного клуба «Ильичевец» с собственным крытым современным стадионом.

После смены владельца комбината имени Ильича жизнь в Мариуполе стала гораздо менее интересной. Прекратилось соревнование заработных плат между металлургическими заводами и борьба за специалистов, на баланс города была передана вся «социалка», что же касается непрофильных активов комбината, то они либо были проданы, либо выделены в отдельные структуры. Ну и главное, город обрел единоличного хозяина. Довольно твердого хозяина. Без всяких социалистических закидонов.

Сейчас в Мариуполе выбор не совсем про политику, а про то, станет ли город еще одним цехом в структуре «Метинвеста».

Что интересно, главный конкурент Вадима Бойченко — тоже самовыдвиженец. Юрий Тернавский, местный бизнесмен и вечный участник выборов городского головы, хорошо подумал и не стал выдвигаться от Блока Петра Порошенко. Хотя негласной поддержкой областной власти явно пользуется. Так что выборы в Мариуполе беспартийные только на первый взгляд.

Если выборы опять не состоятся

Что будет? Непонятно, какая явка может быть на выборах без агитации. Кроме того, в Мариуполе все попытаются отыграться за системные ошибки в Николаеве, Кривом Роге, Днепропетровске и Одессе — самых горячих точках последних украинских выборов. Политические партии «демократического лагеря» попытаются уйти от обвинений в предательстве – конформизм местных ячеек «Батькивщины», «Радикальной партии» и «Солидарности», например, не дал выиграть кандидату от «Самопомощи» у представителя «Оппозиционного блока» в Кривом Роге. Все вдруг поняли, что перевес в 700 голосов в Кривом Роге не достигается масштабными фальсификациями. Это, скорее, неуловимая работа штабов и борьба за «закрепление» результата, которая не менее важна, чем вся предыдущая кампания. И этот опыт тоже приедет в Мариуполь.

Что произойдет, если выборы по каким-то причинам опять не состоятся? Будет временная военно-гражданская администрация — и у этого сценария тоже много заинтересованных лиц. Война рядом, город даже в бедности — место хлебное.

Эти риски понимают многие. И не только на Украине. Появление в городе большого десанта наблюдателей со стороны как раз из этой серии. Третьей силой на выборах традиционно являются «Комитет избирателей Украины» и гражданская сеть «Опора». Живут они на западные гранты, и вдруг получили их на плотное наблюдение за выборами именно в Мариуполе. Корреспондент «Газеты.Ru» поговорил с Сергеем Ткаченко, который и возглавит этот мониторинг.

«Наше участие связано с тем, что выборы в Мариуполе были сорваны 25 октября, и на сегодняшний день однозначного понимания, почему это произошло, у многих нет, — говорит Ткаченко. — Версии у власти, милиции, политических партий разнятся. ЦИК, судя по тому решению, что в итоге приняла Верховная Рада, чтобы не искать виновных, пытается представить ситуацию как технический дефолт. Все было сорвано якобы по причине неправильной печати не в той типографии избирательных бюллетеней и отказа комиссии передавать их на участки.

Но то, что никто за срыв выборов не был наказан, только подтверждает наше мнение, что причины срыва были политическими. Никто не хотел проигрывать, выборы вошли в парадигму: «Победа или смерть!», и было легче их сорвать, чем на них пойти.

В ситуации, когда нет доверия политических сил друг к другу, нужен мониторинг третьей стороны».

По словам Ткаченко, у каждого наблюдателя будет электронный счетчик, который позволит получить данные о количестве избирателей, пришедших на участки: «Затем мы сможем сравнить эти данные с количеством «проголосовавших» бюллетеней. Это сразу обозначит вбросы, если они будут, и высветит любые манипуляции с явкой избирателей. Наши данные не смогут отменить выборы, но в ситуации взаимного недоверия политических сил помогут повысить доверие к результату».

«Я бы не назвал Мариуполь вотчиной Оппозиционного блока, — говорит политолог Константин Батозский, который не работает на этих выборах ни на одну из сторон. — Это, скорее, вотчина отдельных людей, которые меняют партийные проекты в зависимости от конъюнктуры. Те же люди, что входят сейчас в Оппозиционный блок, в свое время так же отчаянно агитировали за социалистов. Тут прижилось феодальное устройство жизни, когда в городе есть работодатель, от которого зависят налоговые поступления, которому принадлежат все СМИ, и который использует страх потери людьми работы.

Абсолютное феодальное устройство жизни выгодно заводам, потому что, если в городе появится мощное гражданское общество, оно не сможет оставить без внимания вопиющие нарушения экологического законодательства и непрозрачную систему оплаты налогов на землю в городской бюджет.

История про Мариуполь не политическая, здесь много историй. Про промышленный город в стагнации, который мучительно ищет свое место в будущем, про прифронтовой город, про борьбу украинского Донбасса, про гигантский микс людей разных национальностей, которые тут проживают».

29 ноября в Мариуполе будет нескучно. Парадокс ситуации в том, что пока наблюдатели по всей Украине запасаются попкорном, местные жители за повседневными заботами выборов могут и не заметить.

Последние новости