24 августа 2015, 13:12

​Москва начала переговоры об уходе из Донбасса, — российский историк

Аннексировав Крым и развязав войну в Донбассе, российский президент Владимир Путин рассчитывал, что его действия останутся безнаказанными. Потому что РФ — выгодна, она дает нефть, газ, покупает много продукции у Западной Европы.

​Москва начала переговоры об уходе из Донбасса, — российский историк

Такое мнение в интервью «Апострофу» высказал российский историк, религиовед и политолог Андрей Зубов.

По его словам, аналогию между событиями середины ХХ века и нынешней ситуацией в Крыму провести сложно.

«Разумеется, между тогдашней Германией, которая была частью мирового союза, участниками которого были Италия, Япония, а также ряд стран Центральной Европы, и сегодняшней Россией, которая сейчас является слабой сырьевой страной, — мало общего. РФ, как и Украина, не смогла подняться после коммунистического периода, создать собственную экономику и политическую сферу жизни. Россия — это глубоко больное государство, которое живет имперскими амбициями, но не имеет возможности их реализовать, в отличие от нацистской Германии.

Чтобы победить Германию, самым сильным державам мира потребовалось пять лет, а ситуация с Россией — совсем другая. Путин рассчитывал, что все закроют глаза на эту аннексию и, возможно, на какие-то дальнейшие действия в отношении Украины. Потому что РФ — выгодна, она дает нефть, газ, покупает очень много продукции у Западной Европы. Поэтому Запад якобы должен был закрыть на это глаза. При этом Путин был уверен, что половина Украины его поддержит. Он знал, что на всех выборах, проходивших до 2014 года, Украина делилась практически на две части: ту, которая голосовала за, скажем так, продонецкую позицию в лице Кучмы и Януковича, и часть страны, голосовавшую за национальные ценности. Глава Кремля предполагал, что и на этот раз восток и юг Украины будут с ним. Что они с распростертыми объятиями встретят "зеленых человечков" и впоследствии в стране изменится политический режим. Но ничего из этого не вышло. Все эти расчеты оказались неправильными», - заявил эксперт.

Зубов заявил, что Путин и его советники совершили ряд очень грубых ошибок. Именно поэтому Россия увязла в Донбассе, а Крым стал анклавом, который очень дорого содержать.

«Народ в Крыму уже недоволен положением дел. Кроме того, Запад действует очень монолитно и консолидировано, введены тяжелые санкции, которые постоянно усиливаются. При этом никто не поддержал Россию. Даже ближайшие и зависимые от нее страны типа Беларуси, Казахстана и Армении заняли сдержанную и нейтральную позицию. Все это вместе взятое поставило путинскую администрацию перед фактом, что цели не достигнуты, вялая война идет, а экономика РФ разрушается на глазах. Когда те люди, которые изначально с восторгом приняли аннексию Крыма и идею восстановления империи, убеждаются, что ничего из этого не вышло, меняют свое отношение к Путину. Есть такая русская поговорка: "От любви до ненависти — один шаг". Когда у людей возникает импульсивная, спонтанная любовь, то обычно за ней, если эта любовь разочаровывает, следует такая же иррациональная ненависть. Я боюсь, что мы находимся в начале вот этого второго этапа», - считает историк.

Возвращение Крыма в состав Украины военным путем невозможно.

«На это, собственно, и рассчитывает Запад — экономическими, моральными и политическими средствами принудить РФ вернуть Крым. Я думаю, что это совершенно реально. Крым не стоит тех потерь, которые из-за него ежедневно несет Россия. Так что возвращение полуострова — это только вопрос времени. Но само по себе возвращение — не такой уж и простой вариант. Это плохо понимают и в Украине, и в России, но хорошо понимают в Европе: что, на самом деле, вернуть можно украденную вещь, часы или кольцо, но если в какой-то семье украли девушку и хотят на ней жениться, то важен другой момент — согласна ли сама девушка вернуться к маме и папе, или же она хочет остаться с тем, кто ее украл. Одно дело мертвые предметы, а другое — человеческая воля. Вот этой самой девушкой сейчас является население Крыма. Необходим настоящий референдум. Потому что мы знаем, что значительная часть населения Крыма не хочет в Украину, и это — абсолютно реальный факт. Кто-то хочет в Россию, кто-то — независимости, в частности, крымские татары. Это открытый вопрос. Я думаю, что в отношении Крыма не надо добиваться однозначной передачи его Украине, поскольку Европа этого не поймет. Нужно требовать восстановления украинского суверенитета над Крымом, но в некотором смысле символически. При этом Крым должен быть занят полицейскими или военными силами ООН, а российский контингент — выведен. Войска РФ должны были выведены, и только после этого спокойно, под международным контролем, в течение нескольких лет идет подготовка к референдуму. При этом все могут вести агитацию: как выступающие за Украину, так и за Россию. Кроме того, я считаю, что в качестве одного из условий необходимо учитывать интересы тех людей, которых Сталин насильно выселил из Крыма в 1941-1944 годах. Чтобы эти люди, их потомки, где бы они ни жили, могли участвовать в референдуме. Потому что они — "граждане" Крыма, незаконно лишенные этого гражданства. Тогда результат будет непредсказуем. Но я думаю, что крымский вопрос должен решиться именно так. В контексте уважения прав человека. Это хороший способ решить как проблему территориальной целостности Украины, так и этнического самоопределения крымчан», - считает Зубов.

Аналогии нынешнего Донбасса с ситуацией в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии неоправданы.

«В них есть элемент сходства, но очень небольшой. Этот элемент заключается в том, что в Приднестровье, к примеру, жил не столько другой народ, сколько другой менталитет. То, что раньше называли Бессарабией, то есть — правобережье Днепра, является территорией, которая до 1940 года не входила в состав Советского союза. Она была частью Российской империи, и в 1918 году была занята Румынией. Все эти страшные репрессии, которые большевики обрушили на народ — в виде голодоморов, террора и борьбы с церковью — не испытала Бессарабия. После войны репрессии уже были мягче. Поэтому те территории, которые были присоединены к СССР в 1939-45 годах (это Прибалтика, Западная Украина и Бессарабия), сохранили социальное и политическое сознание в более цельной форме, чем страны, пережившие кошмар 1920-х и 1930-х годов. Таким образом, получились два разных менталитета. Они с трудом уживаются вместе. Для этого необходимо проводить большую работу. Что касается Абхазии и Осетии, это совсем другой случай. Там действительно были притеснения грузинами абхазов и осетин. Там были межнациональные трения. Причем они были очень давно. Все началось еще в советское время, с этого начались знаменитые события в Грузии 1989 года, так что это — другой разговор», - сказал эксперт, отметив, что ситуация на востоке Украины очень схожа с Приднестровьем.

«Дело в том, что Донбасс и Крым — территории, где доминирует советский менталитет. Он не русский и не украинский, а именно советский. То, что до последнего времени в Украине не проводили национальную политику декоммунизации, привело к тому, что мы имеем сейчас. Обратите внимание, что в ходе большинства митингов люди на востоке собирались возле памятников Ленина, поднимали флаги СССР, советской Украины или советского военно-морского флота, как это было в Крыму. Так что мне кажется, что для будущей Украины очень важно разумно преодолевать советский менталитет, так же как в Германии после войны, с 1945 года, преодолевали нацистский. Или как в Польше и Чехии преодолевали социалистический менталитет после 1990 года. На западе Украины, как и в Бессарабии, — более сохранившееся сознание, в центре и Харькове — интеллигенция, во многом отвергающая советские ценности, а восток — анклав советского сознания. Отсюда и результаты, которые мы получили», - прокомментировал Зубов.

По его прогнозам, после ухода российской армии с Донбасса боевики не продержатся и двух недель.

«Они прекрасно это понимают. Поэтому, как только Россия уйдет с Донбасса, они уйдут вместе с ними, сдадутся или сбегут. Так называемые ЛНР и ДНР прекратят свое существование очень быстро. При этом Россия вынуждена будет уйти. Иначе ей придется или превратиться в Северную Корею и закрыться от мира, жить в условиях санкций или уходить.

Первый сценарий — маловероятен, потому что сама РФ вряд ли на это пойдет: жители страны не хотят жить под санкциями, они хотят жить хорошо, а люди из правящей группы боятся, что с ними будут расправляться так, как Ким Чен Ын расправляется со своими родственниками и подчиненными. Поэтому остается второй вариант — уходить. Причем с Донбасса быстрее, чем из Крыма. Я считаю, что уже сейчас по этому поводу идут неофициальные переговоры: "Как уйти, не потеряв лицо". Но, видимо, уйти, не потеряв лицо, не удастся. Лицо, в какой-то степени, будет потеряно, а оккупированные части Донбасса окажутся у Украины. И здесь будет очень важен глубокий политический такт со стороны официального Киева. Чтобы не озлобить местных людей, и так озлобленных войной и пропагандой. Несчастные люди, которые вернутся в свои дома, при наличии социальной, экономической и политической помощи со стороны Украины, без оказания на них давления в сфере языка местного делопроизводства и всего прочего, помогут Киеву консолидировать страну. Нужен очень тонкий механизм реинтеграции этих регионов», - отметил историк.

«Кормить» неподконтрольные украинской армии территории Киев не хочет и предлагает сепаратистам самостоятельно решать судьбу отдельных районов.

«РФ, в свою очередь, кормить не хочет. Даже, я думаю, на оккупированных территориях некоторые понимают, что раз они объявили "независимость", то почему Украина должна их кормить. Они, скорее, обозлены на Москву, потому что она их не кормит. Однако когда произойдет реинтеграция региона в состав Украины, нужно не допустить того, чтобы радикальные силы попытались взять некий моральный реванш над этими несчастными, а наоборот — проявили христианское прощение и милосердие, на которых и следует строить отношения», - считает эксперт.

По его оценкам, проект «Новороссия» рассматривался именно в контексте захвата промышленных городов Украины.

«От Одессы до Харькова. Включая николаевские судостроительные заводы, Южный машиностроительный завод в Днепропетровске, танковый завод в Харькове и завод по производству вертолетных двигателей в Запорожье (ПАО "Мотор Сич", — ред.)», - резюмировал Зубов.

Ранее сообщалось, что сдержанный отказ Белого дома от встречи с президентом России Владимиром Путиным, приправленный дипломатичным молчанием после заявления Москвы, о том, что их лидер едет в США и собирается встретиться с Бараком Обамой, если тот, конечно, об этом попросит, был громкой политической пощечиной.

Политический обозреватель Кирилл Сазонов считает, что власти США позволяли себе подобные жесты только в отношении бежавшего в Россию Виктора Януковича.

«Так на международной арене в последние годы унижали только Януковича. И если тенденция сохранится, после дипломатической пощечины от Барака Обамы российскому президенту стоит начинать искать свой Ростов. В Венесуэле, Северной Корее или откуда еще нет выдачи в США?», –пишет Сазонов в своем блоге.

О том, что Путин проиграл свидетельствует его спешное решение о поездке на Генассамблею ООН, где он не появлялся уже больше 10 лет.

«Надувать щеки дальше нет смысла – нефть с рублем играют в «кто ниже и глубже», санкции вместе с контрсанкциями добивают экономику, социальная катастрофа уже вполне прогнозируема, а золотовалютных резервов хватит еще на полгода. И уже Песков с компанией торопливо подтверждают – да, вот решил заглянуть на огонек в ООН. Поедет. И с Обамой встретится там», – отмечает он.

Политический эксперт считает, что глава Кремля внезапно активизировался.

Последние новости