24 января 2015, 01:07

Ученые обнаружили, как изменяется скорость света

В ходе исследования ученые определили, что влияет на скорость света.

Ученые обнаружили, как изменяется скорость света

Британские физики сообщили о наблюдении фотонов, которые перемещаются в вакууме со скоростью, меньшей чем скорость света, сообщает New Scientist.

Как известно, скорость света в вакууме является фундаментальной физической постоянной и равна примерно 300 тысячам километров в секунду. Однако скорость меньше, если свет распространяется в среде.

С этим связано и явление преломления света. Так, объект, помещенный в воду, из-за преломления кажется расположенным ближе, чем есть на самом деле.

В ходе исследования ученые измеряли скорость распространения света в вакууме. В такой среде векторы напряженности электрического и магнитного полей в плоской волне колеблются перпендикулярно друг другу и направлению распространения волны, а поверхность, до которой дошли колебания, является плоскостью.

В случаях посложнее ситуация иная. Продемонстрировали это на примере лучей Гаусса и Бесселя. В первом случае распределение напряженности электрического поля в поперечном сечении приближенно описывается функцией Гаусса.

Ученые следили за парой фотонов, полученных одновременно при помощи ультрафиолетового лазера. Один из них был обычным, а второй — таким, как в одном из лучей Гаусса или Бесселя. Оказалось, что расстояние в один метр второй фотон проходит с задержкой на несколько микрометров. Это означает, что его скорость меньше скорости света в вакууме примерно на одну тысячную процента.

Понятие инвариантности (неизменности или постоянности) скорости света применимо лишь для плоских волн, считают ученые. В случае, если волны имеют более сложную структуру, как продемонстрировали физики, возможны эффекты, понижающие скорость света.

Причины, по которым наблюдаемая скорость была меньше скорости света, ученые хоть и связали со структурой волны, конкретно так и не назвали. По словам физиков, они проводили эксперименты только с фотонами, распространяющимися на расстояние в один метр. Ученые предположили, что эффект уменьшения скорости света проявляется только на малых расстояниях и его нет на больших.

Как сообщал Dialog.ua, ученые зафиксировали Быстрый радиоимпульс в режиме реального времени.

Ученые не могут объяснить зафиксированную круговую поляризацию у излучения.

Международный коллектив астрономов сообщил о первом наблюдении Быстрого радиоимпульса в режиме реального времени. Результаты своих исследований авторы опубликовали в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте New Scientist.

Импульсы от объекта FRB 140514 наблюдались 14 мая 2014 года в режиме реального времени в течение семи часов. Источник оказался расположен недалеко от созвездия Водолея на расстоянии 5,5 миллиарда световых лет от Земли. Как отмечают специалисты, им удалось зафиксировать у излучения круговую поляризацию. Причины такого характера поляризации не ясны.

Это первый подобный объект, наблюдаемый в режиме реального времени. Начиная с 2007 года было обнаружено девять таких источников. Все они найдены с помощью анализа данных, полученных телескопами, а не посредством наблюдений в режиме реального времени.

Первый Быстрый радиоимпульс был обнаружен в феврале 2007 года группой профессора Дункана Лоримера (Duncan R. Lorimer) из Университета Западной Вирджинии. Это произошло случайно, когда ученые проанализировали данные наблюдений за 2001 год с австралийского радиотелескопа Parkes Государственного объединения научных и прикладных исследований.