22 сентября 2014, 11:23

«Олигархат дерется – кровь народов льется. Мафиям нужна война, чтобы шкуры драть сполна».

Пробьют ли акции гражданской солидарности, подобные Маршу мира, путь к разуму тех, в чьих руках судьбы миллионов? Вопрос, на который ни у россиян, ни у украинцев нет ответа…

«Олигархат дерется – кровь народов льется. Мафиям нужна война, чтобы шкуры драть сполна».

В свете суеты в интернет-пространстве, возникшей примерно за неделю до 21 числа, а именно – противоречивых данных по поводу того, что Марш мира в Москве то ли состоится, то ли не состоится, признаюсь честно: ехать на него было как-то слегка страшновато. Ибо настрой был таков, что придет на него, вопреки проанонсированным 50 тысячам, узкий круг политически неугодных и радикально настроенных граждан, которые в итоге будут арестованы полицией. Стереотип.

Забегая вперед, скажу, что, пожалуй, весь Марш мира оказался действом, ломающим стереотипы. С обеих сторон и по многим вопросам. Но об этом позже.

На выходе из вагона метро на Тверской страшновато стало снова: кругом полицейские. Очень много. На смежных станциях других веток – аналогично.

16:20. На улице – яблоку упасть негде. Людей море. Везде патрули и спецназ. В небе кружат вертолеты.

Чуть в стороне от Пушкинской площади истошно, но нечленораздельно выкрикивает лозунги мужчина. Что-то вроде «Отпусти, потом прости». В непосредственной близости от него – человек 100 – 200 с флагами Донецкой и Луганской народных республик и «Народного ополчения Донбасса». Невольная мысль: «Примерно так я и думала…». И тут же недоумение – что здесь делают флаги ДНР?..

Рядом стоящая толпа двинулась в переулок неподалеку – по странному стечению обстоятельств, под названием «Большой Путинковский». За толпой быстро последовала внушительная группа полицейских. Пока еще ничего непонятно.

Пройдя с квартал, толпа остановилась. Через минуту становится ясно: громко кричавший мужчина пришел не на Марш мира, а на альтернативную «синхронную» акцию. С криками «Фашизм не пройдет, Новороссия, вперед!», «Россия-Донбасс, Порошенко п..с», «Порошенко ла-ла-ла» участники акции бросили на асфальт желто-синий флаг, облив его томатным соком, символизирующим кровь. «Группа поддержки» подбадривала главного участника перформанса: потопчись по нему! Парень задачу выполнил и еще от себя добавил: в растоптанный флаг Украины полетел увесистый плевок. Фотокорры, запротоколировав это событие, переключились на самого активиста: с флагом своей республики он с удовольствием победно позировал перед объективами. Правда, при этом флаг «ДНР» в его руках был почему-то вверх ногами. Впрочем, вскоре, благодаря бдительности соратников, конфуз был исправлен, и дальнейшая фотосъемка продолжилась уже без эксцессов.

Тем временем на Пушкинской много, а точнее, очень много людей формировались в колонну в направлении установленных по ходу шествия металлодетекторов. Продвинулись достаточно быстро и без давки. Меня вежливо попросили открыть сумку. Получив на вопрос о наличии колюще-режущих мой ответ «Боже упаси!» полицейский вежливо улыбнулся и перешел к проверке следующих граждан.

Когда же вся колонна, пройдя досмотр, «выплеснулась» на Страстной бульвар, моментально возникла невольная ассоциация с советским прошлым, а именно – с первомайскими демонстрациями. В хорошем смысле этого сравнения. По массовости и настрою. По солнечной погоде. И по наличию транспарантов с цитатами В.И.Ленина. Например, вот с такой: «Мы за мир без аннексий»…

В руках у многих – цветы. Дети на плечах у пап. Молодые пары, катящие перед собой коляски. Флаги – украинские, российские, различных политических сил и даже один или два – Евросоюза. Море украинской символики – сине-желтые ленты в волосах, значки и ленточки на лацканах. Украинские вместе с российскими, на общей булавке. Женщины в вышиванках, «намистах» и веночках с лентами. Парень, у которого на одной щеке нарисован российский триколор, а на другой – флаг Украины. Еще один парень – с эмблемой мира по всему лицу. Прошу попозировать на камеру. Смущенно улыбнувшись, соглашается.

На тротуаре стоит женщина с плакатом в руках. Надпись безмолвно, но требовательно вопрошает: «Кто знает, как остановить войну? Научите меня!».

Отдельной группой под зловещими черными флагами без символики идут анархисты. Бьют в барабаны. Кричат размеренно: «Ваша война нам не нужна!». Подхожу к одному из них, интересуюсь позицией. Отвечает сдержанно, но вполне любезно: «Мы за народную власть и против войны». Разворачивают под знаменами огромный баннер: «За Россию и Украину без фашизма и империализма».

В толпе бодро, опираясь на палочку, старается не отставать пожилая женщина.

Впереди меня парень несет над головой офисный лист бумаги формата А4 в канцелярском файле, на листе – нарисованная фломастером эмблема «Stop war». А рядом – тоже фломастером и тоже на листе А4 – другой призыв: «Дайте нам бути такими, якими ми є».

В «узком месте» маршрута нечаянно сталкиваюсь с пожилым мужчиной. Одновременно извиняемся. Он при этом замечает: «Так отрадно, столько вокруг добрых приятных людей!». Завязывается разговор, нечаянно проговариваюсь, что не москвичка. Он переспрашивает, из какого я именно Донецка. Поняв, что «из того самого», растроганно прижимает руки к груди. Едва удерживается, чтобы не обнять. Говорит: «Вы только не думайте, что мы все такие, какими нас хотят перед вами в телевизоре сделать…». На прощание желает «всех благ» и выдержки.

На парапетах и всех окружающих постаментах по ходу следования колонны – «гроздья» фотокорреспондентов и телеоператоров. Группа интеллигентных мужчин, идущих в колонне, им кричит: «Ребята, питерцев обязательно снимите!».

Следом идут молодые девчонки-феминистки. Судя по характерной внешности, среди них есть и представительницы секс-меньшинств. Скандируют: «Долой фашизм, гомофобию, сексизм!», «Наше отечество – все человечество!».

По проспекту Академика Сахарова дефилирует девушка на высоченных шпильках. Помехой для прихода на Марш они для нее, как видно, не стали… Тут же, по проспекту, женщина катит мужчину в инвалидном кресле. На обоих – плакаты на тесемках: «Бюджет России – не резина, не для войны на Украине, и армия – не для гробов русско-украинских сынов».

На тротуарах по ходу следования колонны стоят люди. Одна пожилая женщина кричит участникам Марша: «Мы с вами!».

В колонне со всех сторон – разговоры. Споры. Реплики. Обрывки фраз. «Донбасс, может, и прав по поводу федерации… Но нельзя же так, как Россия это делает, ломать Украину «через колено!». «Наш народ неделим, как это кому-то непонятно?». «Ты 14-го голосовал? – Да… (как бы оправдываясь) просто в нашем округе был кандидат, за которого еще можно было голосовать. – Ну, и что, прошел? – Нет, конечно». Смех.

Тем временем в колонне кричат: «Слава Украине! Героям слава!». «Напрягаюсь» – что сейчас будет?.. Толпа подхватывает. Дальше кричат хором. Долго. И аплодируют.

Кричат вообще много всего. «Украина, мы с тобой!», «Крым не наш!», «Хватит делить Донбасс!», «Нет войне!». При этом всё максимально корректно. Никаких тебе «ла-ла-ла» и вообще ни одного бранного слова. Максимум – «народные» слова на плакатах. Бросается один из них – по мотивам новой песни Макаревича: «Народ, не будь святым – не будь с г…ном». И здесь же – без «выражений», но емко: «Народ, тебя сошли с ума. Очнись!». Это – в центре плаката, а вокруг – названия ключевых российских телеканалов.

Следом над колонной возвышается безапелляционная надпись: «Не надо гадить у соседа!».

Пожилая женщина в сторонке на тротуаре держит плакат с рукописным воззванием: «Путин и Шойгу! Руки прочь от Украины! Нет войне! Российские солдаты – не пушечное мясо. Украине – слава!». Плакат с подобным смыслом в руках держит и мужчина: «Путин, отзови из «отпуска» наших солдат с Украины! Сколько их еще должно погибнуть?».

В толпе возвышается еще один транспарант, с содержанием которого не поспоришь: «Олигархат дерется – кровь народов льется. Мафиям нужна война, чтобы шкуры драть сполна».

И как лейтмотив всего Марша – возвышающийся над колонной желто-синий флаг-транспарант с надписью «Прости нас, Украина!».

Кругом – по-прежнему полицейские. ОМОНовцы с собаками. И дружинники в красных повязках. Опять приходит на ум ассоциация с советской эпохой… Правда, присутствие правоохранителей в такой концентрации уже не «напрягает». Ибо понимаешь, что никто никого «разгонять» не будет. И вообще вокруг тебя – люди действительно братского народа. И их много. Как минимум – десятки тысяч, присутствующие здесь, на Марше, в Москве. Как максимум – значительно больше, потому что, кроме Москвы, в России есть множество других городов… И там тоже не хотят воевать с Украиной – в прямом и переносном смысле. По многим причинам.

…В 18:15 колонна уже возле Садового кольца. Дальше шествие невозможно: путь перекрыт металлическими ограждениями, за которыми – кордон полиции. В рупор полицейские «убедительно» просят «всех граждан пройти в метро». По громкоговорителю приглашают проследовать к двум станциям на выбор – «Красным воротам» и «Серпуховской». Из колонны поправляют: «Сухаревской!». Пожилая интеллигентная дама рядом улыбчиво замечает: «Ну, их же сюда откуда только не посвозили – ребята не местные, вот и не знают, где какая станция…».

Стою возле ограждения, жду, пока немного схлынет толпа спускающихся в переход. Каждую минуту полицейские повторяют вежливое приглашение граждан «в метро». «Как они нас уважают на митингах, я прямо радуюсь», - иронично обращается ко мне незнакомая женщина. Рядом другая, с двумя свернутыми знаменами в руках, спускается в переход, довольно громко и слегка демонстративно напевая: «Путин ТЕПЛО». И всем понятно, и не придерешься… Невольно улыбаюсь и в этот момент встречаюсь взглядом с двумя рядом стоящими полицейскими. Они едва сдерживают улыбки. «Разоблачив» друг друга, улыбаемся уже «в открытую».

«Укропчик подзавял», - сочувственно говорит еще одна идущая мимо нас дама. И бережно кладет развесистую ветку послужившего «делу мира» укропа в сумку.

P.S. Они действительно искренне нас поддерживают в нашей беде. «Они» – это россияне. «Нас» – это украинцев. Хотя те, кто пришел на этот Марш, как раз считают, что не должно быть разделения на «нас» и «их». Это – что касается стереотипов о взаимоотношениях двух народов.

А вот что до взаимоотношений политических элит, то здесь все гораздо сложнее. И, к сожалению, неизвестно, пробьют ли акции гражданской солидарности, подобные Маршу мира, путь к разуму тех, в чьих руках судьбы миллионов, – или же упрутся в железное ограждение, из-за которого их вежливо попросят «пройти к метро»…

Анна Роговская,

cпециально для Dialog.ua

Последние новости