7 марта 2017, 16:26

НАБУ наконец-то вышло на "крупную рыбу": выпустить Насирова под залог - вызвать дикую волну негодования в обществе - политолог

Политолог и директор Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко проанализировал судебное разбирательство по делу экс-главы Государственной фискальной службы Украины Романа Насирова и озвучил свои прогнозы.

НАБУ наконец-то вышло на "крупную рыбу": выпустить Насирова под залог - вызвать дикую волну негодования в обществе - политолог

Суд над Насировым – продолжение дела Онищенко. Обвинения, предъявленные Насирову, касаются налоговых льгот, отсрочек рентных платежей фирмам Онищенко. И дальше можно только гадать: действовал Насиров по собственной воле или, исходя из особых отношений с Онищенко, были там коррупционные мотивы или нет. Но проблема не в самом процессе, а в общественной реакции на него. Это главное и станет решающим обстоятельством, которое повлияет на ситуацию.

Для НАБУ было важно выйти на «крупную рыбу», как заметил сам глава НАБУ Артем Сытник. Кроме того, присутствует фактор общественного запроса – требования громких антикоррупционных дел. НАБУ долго готовилось к этому событию, по разным данным, несколько месяцев, и наконец, решилось пойти на такое резонансное дело. В постсоветских политико-экономических системах глава фискальной службы – одна из ключевых фигур, и очень крупная рыба. К тому же, если бы в президентской команде противились задержанию Насирова, то Луценко, как генпрокурор, заблокировал бы эти действия. Потому, полагаю, имела место некая санкция со стороны руководства страны на развитие дела Насирова.

Другой вопрос, что для НАБУ здесь немало подводных камней, потенциальных мин, на которых можно подорваться, что в свою очередь используют против самого Сытника или НАБУ как института. Так что сейчас ведется борьба еще и за будущее антикоррупционного бюро: насколько оно станет самостоятельной структурой.

Дальше. Как показал процесс, на первом плане отнюдь не юридические обстоятельства, а фактор общественно-политического давления. Уже неважно, виновен или невиновен Насиров, поскольку речь идет о фискальной службе, которая с давних пор воспринимается как символ коррупции. Вдобавок ранее Насиров становился фигурантом различных скандалов. И все это в совокупности привело к шквалу общественных эмоций. Более того – когда адвокаты Насирова практически добились его освобождения, нахлынула еще одна эмоциональная волна и блокирование суда.

Без давления, логичным стало бы освобождение Насирова под залог. Хотя 2 млрд. гривен, запрашиваемые НАБУ – огромная сумма, но это наиболее вероятный сценарий. Однако присутствует фактор общественного запроса. А значит, и суду, и властям следует учесть его. Выпустить Насирова сейчас – пойти против народных настроений, причем очень сильных, эмоциональных.

Тут стоит поднять такой вопрос. Почему не удавались попытки спровоцировать политический кризис, происходившие и в прошлом году, и совсем недавно, 20-22 февраля? Потому что не было эмоционального триггера. А сейчас он может появиться. И в этом большая опасность для власти. Освободить Насирова, даже если существуют все юридические основания и, если адвокаты Насирова переиграют НАБУ, можно. Но это спровоцирует острый политический кризис. Потому дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от общественного влияния, реакции народа. И суду вместе с властью придется с этим считаться.

Допустим, суд выносит решение об освобождении под залог. Самое простое – активисты заблокируют суд и потребуют нового задержания. Эмоции сейчас сильны. Запрос на аресты и посадки – так и не реализован. Общество требует показательной жертвы. Пусть даже не в форме окончательного приговора, но требует жёстких решительных действий. В этом особенность сложившейся ситуации.

Люди никому не доверяют. Да, существует активное меньшинство, агрессивно настроенное по отношению к власти, но оно раздроблено. Очень показательно, что 22 февраля блокадники проводили отдельно свою акцию, и отдельно – националисты. Граждане не доверяют ни власти, ни оппозиции, оппозиционные силы не доверяют друг другу. Раньше не хватало того, что было и в 2004, и в 2013 – эмоционального триггера. Мы, кстати, никогда не знаем, что может стать этим спусковым крючком. В 2013-м – им стал разгон активистов. Ситуация под судом, если вдруг, вопреки общественному запросу, Насирова освободят, тоже может стать таким триггером – в этом опасность для власти.

Может появиться и фактор массовой поддержки действий оппозиционеров, и сами оппозиционеры могут объединиться. Это не просто Семенченко с Парасюком в блокаде или правые националисты, идущие своим маршем, и которым тоже далеко не все доверяют. Здесь могут объединиться самые разные политические лагеря, потому что ненависть к фискалам и большим шишкам, олицетворяющим коррупцию, велика. 

Напомним, Насирова отправили в СИЗО - в качестве залога прокуроры требовали 2 млрд грн.

Ранее Великобритания официально подтвердила, что он подданный Королевства, тогда как сам Насиров решительно отрицает данный факт.

Последние новости